Официальное  издание Посланника Великого Белого Братства

 Татьяны Микушиной

 

 

 

История Розария

 

 

В переводе с латинского слово Розарий означает «венок из роз». История Розария уходит вглубь веков. Несомненно, что сама Богородица вдохновляла разных людей на чтение молитв.

Одна форма Розария сменяла другую. Розарий постоянно видоизменялся и совершенствовался. Поистине Розарий является формой народного благочестия.

Считается, что аналог Розария возник примерно в 800 году в Ирландии. Монахи читали  150 псалмов в течение дня, но люди, не умевшие читать, заменяли чтение псалмов молитвой «Отче наш». Для счета молитв использовались четки.  

Во времена своего младенчества Розарий не включал в себя молитвы "Радуйся, Мария". Она, какой мы знаем ее теперь, появилась лишь в 16 в. У этой молитвы сложная история. Корни ее лежат в двух текстах Евангелия от Луки: ангельского приветствия ("Радуйся, благодатная, Господь с тобою") и слов Елизаветы ("Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего").

 После того как появилась первоначальная форма "Радуйся, Мария", некоторые христиане в 12 в. начали молиться, отсчитывая по четкам 150 таких молитв - так же, как 150 "Отче наш". Постепенно эти практики слились воедино. Вначале существовал Розарий из 300 молитв (150 пар из "Отче наш" и "Радуйся, Мария").

Преданные сердцу Марии приносили ей свои молитвы подобно венкам роз, розариям. В своем ставшем легендой явлении молодому монаху, читавшему по четкам "Радуйся, Мария", Пресвятая Дева возложила на плечи его гирлянду из сияющих роз. Возможно, именно с тех пор молитвенный ритуал с использованием молитвы "Отче наш" и "Радуйся, Мария" стал называться "Розарием".

Приблизительно к 1400 г. некоторые уже читали Розарий из 15 "Отче наш" и 150 "Радуйся, Мария", поделенных на 15 десятков. В этом Розарии использовалась ранняя, краткая форма "Радуйся, Мария", и в конце каждой десятки не читали "Слава Отцу...".

В то же время получало распространение другое новшество в христианской молитве: размышление о тайнах веры и событиях жизни Иисуса и Марии. В середине 15 в. один картезианский монах составил список из 50 тайн для размышления с последующим чтением "Радуйся, Мария". У других были свои перечни тайн и соответствующие молитвы.

В своем современном виде тексты для размышления берутся из Писания и соответствуют 15 традиционным тайнам.

 

Практика чтения Розариев существует в католической традиции христианства и поощрялась Римскими Папами в разные периоды времени.

Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв «Отче наш», «Радуйся, Мария» и «Слава…», которым должны сопутствовать размышления о тайнах, которые соответствуют определённым евангельским событиям. Существуют три вида тайн:

 

Радостные, в которых размышляется о тайне Божией любви

·        Благовещение Божией Матери

·        Посещение Девой Марией св. Елисаветы

·        Рождение Иисуса Христа

·        Сретение Господне

·        Обретение Отрока Иисуса в Иерусалимском храме

 

Скорбные, в которых размышляется о тайне Иисуса Христа, которая совершилась через распятие

·        Предсмертное борение в Гефсиманском саду

·        Бичевание Иисуса Христа

·        Увенчание терниями

·        Крестный путь

·        Смерть на кресте

 

Славные, в которых прославляется Христос, через которого и вместе с которым христиане стремятся к вечной жизни

·        Воскресение Христа

·        Вознесение Христа

·        Сошествие Святого Духа на Апостолов

·        Успение Пресвятой Богородицы

·        Увенчание Девы Марии небесной славой.

 

Каждый вид включает в себя по 5 тайн, таким образом, один круг Розария позволяет размышлять об одном виде тайн. Полный Розарий, включающий в себя все 3 вида тайн, состоит, следовательно, из 3 кругов.

 

Порядок чтения Молитвы Розария

Совершается крестное знамение, целуется крест на чётках и читается вступительная молитва Розария.

Берётся крест и читается «Апостольский символ веры».

Берётся первая бусинка и читается «Отче наш».

На трёх следующих – три раза «Радуйся, Мария». После этого – «Слава…». Эти молитвы составляют вступление Розария.

После этого объявляется название вида тайн и первой тайны. На большой бусинке читается «Отче наш», на маленьких десяти – «Радуйся, Мария». В конце каждой тайны произносится «Слава…».

По окончании молитвы по Розарию читаются заключительные молитвы. В 2002 папа Иоанн Павел II добавил (точнее, «рекомендовал» не в обязательном порядке) светлые тайны к трём исторически существовавшим: радостным, скорбным и славным.

 

 

В православии нет традиции чтения Розариев. Однако прообраз молитвы по четкам мы можем найти в старообрядчестве. Для счета молитв использовалась Ле́стовка (уменьшительное от др.-рус. «лествица», то есть лестница) – разновидность чёток для счёта молитв, кожаная или матерчатая лента, сшитая в виде петли и имеющая 109 «ступеней» (по-иному «бобочек»), разделённых на неравные группы.

Лестовка замкнута в кольцо в знак непрестанной молитвы и при этом знаменует собой лестницу духовного восхождения от земли на Небо.

С лестовкой в руках традиционно изображается преподобный Серафим Саровский, который имел особые отношения с Богородицей.

 

 

 

В 2005 году по вдохновению, данному мне Санатом Кумарой, я стала составлять Розарии, в которых использовалась католическая матрица чередования молитв.

Однако вместо тайн, которые читаются в католицизме, Владыки рекомендовали вставлять  фрагменты текстов диктовок, данные ими через меня.

Используемая мной в Розариях молитва «Символ Веры» была дана Господом Санатом Кумарой. Молитвы «Отче наш» и Богородица» взяты из православного молитвослова.

В отличие от общепринятой вступительной молитвы (Во имя Отца, Сына и Святого Духа), я по наитию упоминаю также Божественную Мать. И молитва звучит так:

«Во имя Отца, Матери, Сына и Святого Духа. Аминь!»

Также и в молитве «Слава...» теперь упоминается женская ипостась Божества, Женский, Материнский аспект Бога, что призвано восстановить нарушенное равновесие между мужским и женским аспектом проявления Бога:

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и Божественной Матери, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Главным при чтении Розариев, как и любых молитв, является наша полная преданность Воле Бога, достижение того молитвенного состояния сознания, которое позволяет забыть о себе, раствориться в Боге. Если православные молитвы «Отче наш» и «Богородица» мешают вашему сознанию сосредоточиться на Боге, используйте тот вариант этих молитв, который наиболее приемлем для вашего сознания.

Например, среди наших читателей очень много людей, исторически исповедующих ислам. По их инициативе и с их помощью и непосредственным участием созданы Розарии, в которых используются молитвы из Корана. С этими Розариями можно ознакомиться на сайте «Сириус» в разделе «Розарии» (http://sirius-ru.net/articles/prosba.htm).

Поистине Розарий является формой народного благочестия и продолжает развиваться!

Татьяна Микушина

 

 

 

 

http://sirius-ru.net/

Редактор издания Татьяна Мартыненко mtv757@yandex.ru

Мир вам, Свет и Любовь!