image005 

   

 

 

 Официальное  издание Посланника Великого Белого Братства

 Татьяны Микушиной

 

 

 

В 2011 году исполняется 180 лет со дня рождения и 120 лет со дня ухода Елены Петровны Блаватской.

В этом выпуске предлагаем вашему вниманию окончание статьи Ирины Коротеевой из Москвы,

 посвященной Е.П. Блаватской. 

 

СЛОВО О ЕЛЕНЕ ПЕТРОВНЕ

 (Окончание)

 

Основание Теософического общества

«Учитель послал меня в Соединенные Штаты, поставив передо мной цель сделать все, чтобы прекратить некроманию и неосознанную черную магию спиритуалистов. Мне нужно было встретить вас и изменить ваш образ мыслей, что я и сделала. Общество было сформировано и постепенно в него были привнесены начала Учения из Тайной Доктрины — древнейшей школы Оккультной Философии, которую в прошлом реформировал Господь Гаутама. Это Учение нельзя было передать мгновенно. Его необходимо вливать постепенно, каплю за каплей». ( Е.П. Блаватская – Г.С. Олькотту) [23, октябрь, 1907]

17 ноября 1875 года было проведено заседание Теософского общества, на котором был представлен доклад по усовершенствованной Преамбуле,  Президент произнес вступительную речь, и, таким образом, Общество было полностью узаконено.

Члены Теософического Общества:

• Президент: Генри С. Олькотт;

• Вице-президенты: Д-р С. Панкреаст, Дж. Х. Фелт;

• Секретарь-Корреспондент: М-м Е. П. Блаватская;

• Секретарь-протоколист: Джон Сторер Кобб;

• Казначей: Генри Д. Ньютон;

• Библиотекарь: Чарльз Сотеран;

• Члены Совета: Преподобный Д. Г. Виджин, Преподобный Р. Б. Вестбрук;

• М-с Эмма Хардинг Бриттен;

• К. Е. Симонс;

• Герберт С. Моначези;

• Адвокат Общества: Вильям К. Джадж.

 

 

Позднее присоединились (примечание  автора доклада):

 

1)    Томас Эдисон, американский изобретатель;

2)    Уильям Крукс, ведущий физик и химик XIX века, Президент лондонского королевского общества (1913—1915);

3)    Камиль Фламмарион, знаменитый французский астроном;

4)    Уильям Джемс, американский философ и психолог;

5)    Мотилал Неру, отец первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру;

6)    Уильям Батлер Йейтс, ирландский англоязычный поэт, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года;

7)    Анна Кингсфорд, одна из первых женщин в Англии, получивших ученую степень в области медицины;

8)    Чарльз У. Ледбиттер,  английский священник и писатель;

9)     Анни Безант,  английский общественный реформист;

10)   Джордж С. Арундейл;

11)   Чарльз Джинараджадаса;

12)   Нилаканта Шри-Рам;

13)   Джон Коутс.

Задачи Теософического Общества  со временем были определены следующим образом:

1. Создание ядра Вселенского  Братства Человечества без различия  рас,  вероисповедания, пола, касты или цвета кожи;

2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки;

3. Исследование необъясненных законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

Учитель Кут Хуми писал в 1880 году: «Старшие Махатмы желают, чтобы было положено начало «Братства Человечества», истинному Всеобщему Братству, которое должно быть проявлено по всему миру, и привлечет внимание высочайших умов». [16, с.24]

 

 

«Разоблаченная Изида»

 

Полковник Олькотт рассказывал о написании книги «Разоблаченная Изида»:

Один или два месяца спустя после создания Теософического Общества мы сняли две квартиры на 34-й Вест-Стрит, 433. Она на первом этаже, я на втором. С этого момента работа над «Изидой» продолжалась без перерыва до ее завершения в 1877 году. За всю ее предыдущую жизнь она не выполнила и десятой доли этого литературного труда, и я никогда не встречал подобной выносливости и неутомимой работоспособности. С утра до ночи она была за своим рабочим столом, и редко кто из нас ложился спать раньше двух часов ночи. Днем мне приходилось бывать по своим служебным делам, но всегда после раннего обеда, мы располагались вместе за нашим большим столом и работали до тех пор пока не останавливала усталость. Какой жизненный опыт! Образование, на которое потребовалась бы целая жизнь, мне было дано в сжатой форме менее чем за два года…

 

Она работала без определенного плана, но идеи переполняли ее, как неиссякаемый источник, бьющий через край… Они приходили хаотично, бесконечным потоком, каждый параграф полностью завершался независимо от предыдущего или последующего…

 

Обычно мы сидели за большим столом напротив друг друга, и она постоянно была у меня перед глазами. Ее перо прямо-таки летало по страницам; затем она могла неожиданно остановиться, смотреть отсутствующим взглядом в пространство, и затем, как бы увидев что-то невидимое, начинала это копировать на своем листе. Цитирование заканчивалось, а  ее глаза снова приобретали естественное выражение, и она продолжала писать до следующего перерыва.

 

Это произошло, когда мы жили на 47-й Вест-Стрит в доме 302, — знаменитом «Ламасери», тайной штаб-квартире Теософического Общества. Я сказал: «Не могу оставить непроверенной эту цитату, так как уверен, что она записана неверно». Она ответила: «О, не беспокойтесь, здесь все правильно». Я настаивал, пока она не сказала: «Подождите минуту, я попытаюсь получить эти книги». Отрешенным взглядом она посмотрела в дальний угол комнаты, где стояла этажерка с разными антикварными вещицами и глухим голосом сказала: «Там»! Затем она несколько пришла в себя и повторила: «Идите и посмотрите там». Я подошел к этажерке и обнаружил на ней два необходимых тома, как мне известно, раньше их в доме не было.

 

Я сравнил тексты и убедился, что был прав, подозревая ошибку в цитате Е.П.Б., на которую указал ей и все исправил. Потом по ее просьбе, положил оба тома туда, где их взял. Я вновь занялся работой и когда через некоторое время посмотрел в том направлении, то обнаружил, что книги исчезли!

 

Е.П.Б., как всем известно, была заядлой курильщицей. Она ежедневно выкуривала невероятное количество сигарет, скручивая их с величайшей ловкостью. Она проделывала это даже левой рукой, в то время как правой переписывала рукопись… В процессе работы над «Разоблаченной Изидой» она не выходила из дома по шесть месяцев. С раннего утра до позднего вечера она трудилась за письменным столом. Для нее было в порядке вещей заниматься работой семнадцать часов в сутки. Она отвлекалась, только выходя в столовую или ванную комнату, а затем вновь возвращалась к своему столу». [18, т. I, с.452]

 

Она все свое время проводила за письменным столом, писала, писала, писала в основном днем, а иногда и до поздней ночи, ведя огромную корреспонденцию. Здесь она начала работать над «Разоблаченной Изидой». Ежедневно она исписывала своим убористым почерком по двадцать пять страниц. Она не пользовалась книгами, а, между тем, у моего отца была огромная библиотека, почти целиком состоящая из английской литературы, но она крайне редко обращалась к нему за консультацией.» [21, с. 25—36]

 

М-р В. К. Джадж написал об этом же в своей статье, опубликованной в газете «New York Sun» от 26 сентября 1892 года: «Разоблаченная Изида» привлекла к себе широкое внимание, и в откликах всех нью-йорских газет подчеркивалось, что в книге содержится результат огромной исследовательской работы. Для меня и для многих других свидетелей подготовки этой книги было очень странным то, что автор для своих исследований не пользовался библиотекой и при этом отсутствовали предварительные заметки. Все было написано сразу, как бы по волшебному мановению руки. Но, тем не менее, книга содержит множество ссылок на издания, хранящиеся в Британском Музее, а также в других крупнейших библиотеках. И каждая ссылка абсолютно верна. Это говорит о том, что или эта женщина была способна хранить в своей памяти такую массу фактов, дат, чисел, названий и сюжетов, на что не способен ни один человек, или остается признать, что ей помогали какие-то невидимые существа».

Мой отец, вспоминая ее и подчеркивая свое восхищение, часто говорил: «Никогда я не встречал такой сильной натуры, сильной в своих желаниях и стремлениях; окружающее не имело для нее значения, даже если небеса рухнут, она будет продолжать свой путь». [21, с.26, 27]

 

 

 

Кто писал «Разоблаченную Изиду»?

 

«Рукописи» Е.П.Б., изготовленные в разное время, имели большие отличия. Самыми лучшими были рукописи, написанные для нее, когда она спала. Тому пример — начало главы о цивилизации древнего Египта. Как обычно, мы закончили в два часа ночи, оба очень уставшие, предвкушая перекур и последнюю беседу перед сном. На следующее утро, когда я спустился к завтраку, она показала мне целую кипу, по крайней мере 30-40 страниц рукописи, написанных прекрасным почерком. Она сказала, что все это было написано для нее Учителем, имя которого в отличие от других никогда не упоминалось. Эти страницы были совершенны во всех отношениях, и пошли в печать без исправлений.

 

«Я упоминал о том, что часть «Изиды», написанная самой Е.П.Б. уступает по качеству части, написанной для нее Кем-то. Это абсолютно ясно, ведь как могла Е.П.Б., не имея необходимых знаний, правильно написать о разнообразных предметах, рассматриваемых в этой книге? В ее, по-видимому, нормальном состоянии она читала книгу, делала необходимые пометки, писала об этом, делала ошибки, исправляла их, обсуждала их со мной, заставляла меня браться за работу, помогала моей интуиции, просила друзей достать ей необходимые материалы и продолжала до тех пор, пока кто-нибудь из Учителей не приходил к ней на помощь. Во всяком случае, Они не были с нами всегда».

 

Е.П.Б. сообщала своим родным: «Когда я писала «Изиду», то она давалась мне настолько легко, что это не было трудом, а настоящим удовольствием. Почему меня нужно хвалить за это? Когда мне говорят писать, я повинуюсь, а затем могу легко писать почти обо всем — о метафизике, психологии, философии древних религий, зоологии, естественных науках и многом другом. Я никогда не задаюсь вопросом: «Могу я писать об этом?» или «Справлюсь ли я с этой задачей?» Я просто сажусь и пишу. Почему? Потому что мне диктует тот, кто все знает … Мой Учитель, а иногда другие, знакомые по моим прошлым  путешествиям…

 

…Я намекала тебе о Них и прежде… и я искренне говорю тебе, что когда я пишу о незнакомом или малознакомом мне предмете, я обращаюсь к Ним, и один из Них вдохновляет меня. Он дает мне возможность просто переписать из рукописей, и даже печатный материал, возникающий перед моими глазами в воздухе, во время чего я ни разу не была в бессознательном состоянии. Именно осознание Его покровительства и вера в Его могущество позволили мне стать такой сильной умственно и духовно… и даже Он (Учитель) не всегда необходим; потому что во время Его отсутствия по каким-то другим делам Он оставляет во мне заместителя своих знаний… В такие моменты это уже пишу не я, а мое внутреннее Эго, мое «светлое я», которое думает и пишет за меня.» [20, с.157]

 

В другом письме она сообщала своей сестре: «Не знаю, Вера, веришь ты мне или нет, что-то необыкновенное происходит со мной. Ты не можешь себе представить, в каком удивительном мире картин и видений я живу. Я пишу «Изиду», скорее не пишу, а переписываю и срисовываю, что она лично показывает мне. Иногда мне кажется, что древняя Богиня Красоты сама ведет меня через все страны и их прошлое, и я это описываю. Я сижу с открытыми глазами и по-видимому, все вижу и слышу, что реально происходит вокруг меня, и в то же время я вижу и слышу то, что пишу. У меня перехватывает дыхание, я боюсь шевельнуться, опасаясь, что чары исчезнут. Как в волшебной панораме медленно проходят предо мной столетие за столетием, образ за образом. Я пропускаю все это через себя, соединяя эпохи и даты, и знаю наверняка, что ошибки быть не может. Нации и народы, страны и города, давно ушедшие во тьму доисторического прошлого, возникают, затем исчезают, уступая место другим, после чего мне говорят соответствующие даты.

 

Полковник Олькотт говорил: «После своего появления «Изида» произвела такую сенсацию, что первое издание было распродано в течение десяти дней. Критика в целом отнеслась к ней благосклонно… Самое правдивое высказывание о ней — это слова американского автора, что это «Книга, содержащая в себе революцию». [18, т. I, с.294, 297]

 

 

Е.П.Б. — Американская подданная и Русская патриотка

 

«Е.П.Б. по различным причинам вынуждена была стать американской гражданкой. Это очень беспокоило ее, так как подобно всем русским она была страстно предана своей стране», — вспоминала ее племянница миссис Джонстон в журнале «The Path». Е.П.Б. писала своей тете госпоже Фадеевой:

 

«Моя дорогая, я пишу тебе, потому что меня теснят странные чувства. Сегодня, 8 июля, знаменательный день для меня, но только одному Богу известно, добрый это знак или дурной. Сегодня ровно пять лет и один день, как я приехала в Америку, и вот сейчас я пришла из Верховного Суда, где принимала присягу в верности Американской Республике. Теперь я равноправная с самим президентом Соединенных Штатов гражданка… Это все прекрасно: такова моя оригинальная судьба; но до чего противно было повторять за судьей тираду, которой я никак не ожидала, — что-де я, отрекаясь от подданства и повиновения Императору Всероссийскому, принимаю обязательство любить, защищать и почитать единую конституцию Соединенных Штатов Америки… Ужасно жутко мне было произносить это подлейшее отречение!.. Теперь я пожалуй, политическая и государственная изменница?.. Приятно!.. Только как же это я перестану любить Россию и уважать Государя?.. Легче языком сболтнуть, чем на деле исполнить». [19, февраль, 1895]

 

Основатели Теософического Общества покинули Америку 19 декабря 1878 года и прибыли в Бомбей 16 февраля 1879 года.

 

Несмотря на свое американское гражданство госпожа Блаватская всегда оставалась истинной русской патриоткой. Ее сестра Желиховская писала: «Наступила война России с Турцией, и не стало покоя Елене Петровне. Ее письма, написанные в 1876—1877 годах переполнены тревогой за своих соотечественников и страхом за своих близких родственников, принимавших в ней активное участие. Она забыла свои антиматериалистические и антиспиритуалистические статьи, чтобы направить огонь и пламя против врагов русской нации…

 

Все заработанные ею деньги за статьи в русских газетах, а также первые выручки за публикацию «Разоблаченной Изиды» были отосланы в Одессу и Тифлис для раненых солдат и их семей или в Общество Красного Креста.

 

Последние годы

 

В последние семь лет на Е.П.Б. обрушился настоящий ураган клеветы, травли, интриг, абсурдных обвинений во всех возможных грехах, мошенничестве и пороках. Ее предавали и переходили в лагерь злейших врагов самые близкие, те, кому она верила и кого любила всей душой. Теософы покидали общество толпами. Она страдала, переживала, но делала свое дело: ей надо было успеть защитить, укрепить, отдать все, что она могла, до последнего… и люди это помнили…

 

Она чрезвычайно глубоко страдала, считая, что запятнала доброе имя своих Учителей, их учения, что навредила делу и самой теософской идее. А все из-за этих злосчастных парапсихологических феноменов и чудес, которые она столь щедро повсюду совершала, обладая неординарными способностями, но относясь к ним с пренебрежением и называя их «психологическими ловушками». Она искренне надеялась, что, увидев настоящие чудеса, люди начнут верить в глубокие учения, которые за ними стоят, и в Великих Учителей, которые эти учения передают. А когда желание стать учениками Учителей превратилось в массовую лихорадку и погоню за посвящениями, за приобретением оккультных способностей и мало кто помнил, что ученический путь — это служение, добродетели, обеты и кодекс чести, ее страданиям не было предела. Она искренне считала, что загубила дело по собственной глупости.

 

В последние годы тяжелобольная Е.П.Б. писала безостановочно; ее непреклонная воля заставляла тело служить ей. Она спешила закончить «Тайную Доктрину», труд, который, как говорили сами Учителя, содержит «суть Оккультной Истины. Еще долгие годы эта книга будет источником знания и информации для будущих учеников».  (3)

 

 

8-го мая 1891 года в Лондоне на 60-м году жизни Елена Петровна Блаватская скончалась. Лора Купер, одна из ближайших учениц Елены Петровны, писала:

 

«Наступившая ночь принесла ей много мучений и была последней ночью, которую она провела с нами... Когда умерла последняя надежда, сиделка вышла из комнаты, оставив Клода Райта, Уолтера Олда и меня около нашей любимой Е.П.Б. : двое стояли на коленях перед ней, держа ее руки, а я — сбоку, поддерживая рукой ее голову. Так мы оставались в неподвижности в течение долгих минут, и так, в тишине, Е.П.Б. ушла. Мы даже не смогли точно угадать то мгновение, когда она перестала дышать. Чувство великого умиротворения наполнило комнату, а мы, молча стояли на коленях...»  (5)

 

 

Невозможно перечислить все некрологи и статьи, появившиеся во многих странах мира и посвященные памяти Елены Петровны. Год спустя, в апреле 1892 года Председатель Теософского общества Генри Стилл Олькотт издал «Исполнительный приказ», где, в частности, говорилось:

 

 

«В своем последнем Завещании, Е. П. Блаватская высказала желание, чтобы в годовщину её смерти, некоторые из её друзей "собирались бы в Штаб-квартире Теософского Общества и читали главу из книги Эдвина Арнольда "Свет Азии" и отрывки из Бхагаватгиты", и поскольку правильно было бы, чтобы пережившие её коллеги не давали заглохнуть памяти о её службе человечеству и её самозабвенной любви к нашему Обществу, нижеподписавшийся предлагает, чтобы эта годовщина нами именовалась "День Белого Лотоса"...»

 

Текст Исполнительного Приказа, был выпущен полковником Генри С. Олькоттом, и напечатан в журнале Люцифер Выпуск X, Номер 57, Май, 1892, стр. 250-251

 

 

 

«… Вы никогда не узнаете ее такой, какой знали ее мы, и потому вы никогда не сможете судить о ней спра­ведливо и беспристрастно. Вы наблюдаете лишь поверх­ность вещей... В ваших глазах Е.П.Б., в лучшем случае, для тех, кто любит ее вопреки самой себе, — это стран­ная, чудн'ая женщина, психологическая головоломка; импульсивная и добросердечная, но тем не менее и не избавленная от пороков. Мы, с другой стороны…, находим в ее внутреннем «Я» мудрость более глубокую, чем вы сами когда-либо сможете воспринять...» — Кут Хуми. (6)

 

 

 

 

                                 

Картина Н.К. Рериха «Вестник», посвященная Е.П. Блаватской

 

 

 

***

«Две миссии Света»

Диктовка Госпожи Теософии от 19 января 2010 года

 

 

 

Дорогие друзья,

в Издательском Доме «СириуС» можно приобрести открытки

с Ликом Госпожи Теософии

 

«Печально, что умы лучших представителей человечества сейчас отвлекаются на массу ненужных дел. Очень много различной деятельности вокруг, которая увлекает и отвлекает от той миссии, ради которой многие искренние души пришли в воплощение. И я могу назвать несколько десятков людей, которые находятся в воплощении и которые должны были работать по донесению до человечества зашифрованных положений «Тайной Доктрины». Однако все они увлеклись делами, которые не очень украшают их. Я предвижу их реакцию, когда они совершат переход и увидят, как бесцельно прожита жизнь.

Увлечение иллюзорными проблемами и целями – главная беда современных людей. Кроме этого есть еще одна трудность. Современные коммуникации привели к тому, что сознание людей потеряло способность к сосредоточению и концентрации, необходимым для познания Истины, для нахождения этой Истины между строк, особенно тогда, когда она разбросана намеренно не то что по разным страницам, но и по разным томам».

Госпожа Теософия, 19 января 2010 года

 

 

Открытки выполнены в ламинате в двух размерах

12,5 х 18 см и 6,5 х 9 см

 

 

Открытки можно заказать:

E-mail: sirius.book@gmail.com

Тел. в г. Омске: (3812) 489-187, +7-908-114-2478

заказы можно присылать SMS-сообщениями

 

Цена открытки (без учета пересылки):

 размер 12,5 х 18 см в ламинате – 28 руб.;

размер 6,5 х 9 см в ламинате – 15 руб.

 

 

 

 

________________________________________

 

Литература:

 

1)     Здесь и далее (кроме  тех абзацев,  где указаны  ссылки на другие источники) Мэри К. Нэфф.
Личные Мемуары Е. П. Блаватской  М. Издательство «Сфера» 1993г. Серия «Белый лотос».
В 1927 году, по приглашению  г-на К. Джинараджадаса  Мэри К. Нэфф приехала в Адьяр. Там по указанию д-ра Анни Безант она разобрала и систематизировала архивы Теософического Общества. Для выполнения поставленной задачи  ей потребовалось перебрать массу бумаг, книг, газет, журналов, писем и брошюр. Вскоре ей стало очевидным, что в архивах Теософического Общества хранится большое количество документов, связанных с Е.П.Б., с помощью которых можно было заполнить многие пробелы в ее биографии. По предложению д-ра Джорджа Арундейла  Мэри опубликовала серию статей о жизни и деятельности Блаватской. Значительное количество использованных в этой книге материалов получено из данного источника.

2)       «Письма Махатм»  Рериховский Центр духовной культуры, Самара, 1993г. М - Синнету, п. 46, с. 190.

3)       Елена Сикирич. Статья «Загадка сфинкса». Журнал «Новый Акрополь»  [Электронный ресурс] – Электрон. дан. -  Режим доступа: http://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/EPB-spisok/sfinks/), свободный. – Загл. с экрана. – Яз. англ.

4)       Г.С. Олькотт  Издательство  «Сфера», М,  2002г.  «Практическая теософия» Страницы  старого дневника.

5)       Оккультный мир Блаватской. М. Издательство «Сфера» 1996г. с. 445.  

6)       Там же с. 468.

 

 

 

 

 

http://sirius-ru.net/

Редактор издания Татьяна Мартыненко

Мир вам, Свет и Любовь!