Выпуск №1(782),

Ноябрь 2009 г.

 

 

Электронное издание МОО «Сириус»

 

 

 

Изучая литературу по методу Марии Монтессори, которая переведена на русский язык и сейчас в изобилии находится на полках в магазинах, мы с удивлением заметили, что сама суть метода Марии Монтессори упущена в этих книгах. Речь идет о психологии ребенка, сенситивных периодах, особенностях возрастных периодов, но основа метода, духовная составляющая метода нигде не упоминается.

Это утерянное звено метода Марии Монтессори необходимо вернуть.

Мы обратились к педагогу Мэри Эллен Манц из штата Монтана, США, с просьбой осветить это утерянное звено метода Марии Монтессори, и мы выражаем огромную благодарность, что Мэри Эллен нашла время и возможность, чтобы приехать в Сибирь и прочитать лекцию о духовной составляющей метода Марии Монтессори. Мы перевели эту лекцию на русский язык и предлагаем вашему вниманию в этом выпуске «Сириуса».

 

Президент МОО «Сириус»

Микушина Т.Н.

 

Духовная составляющая метода Марии Монтессори[1].

(По материалам лекции Мэри Эллен Манц[2], Омск, март 2009 года[3])

 

 

Введение Мэри Эллен

 

Прежде чем начать говорить о духовной составляющей метода Марии Монтессори, необходимо подумать, как ответить на вопрос, что такое обучение и образование, и как это понимают в России. Что в русских семьях желают своим детям? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо отстраниться от настоящей ситуации, подумать о друзьях, домашних, и не о том, каков духовный идеал, а о том, что русские люди в целом желают для своих детей. Необходимо подумать о ценностях и целях обучения и образования в России.


Задайте себе эти вопросы и попытайтесь на них ответить.


 

Во многих случаях у людей очень возвышенные взгляды в отношении духовной составляющей метода Монтессори. Но для того, чтобы помочь родителям понять, как этот метод поможет им, нужно начать говорить на их языке. Нужно понимать, что они хотят для  своих детей и нужно помочь им понять, как Монтессори поможет им достичь того, к чему они стремятся.


Взгляды русских и американских родителей очень похожи.

Первое, о чем говорят родители - это о безопасности и здоровье.

Второе – об успешной учебе в школе[4].

Родители хотят, чтобы детей принимали в обществе.

Родители хотят, чтобы их дети были счастливы.

Родители надеются, что школы помогут их детям обнаружить их особые таланты и разовьют эти таланты.

 

Что значит обучение и образование? Что говорят об этом родители и педагоги?

 

Первое - быть культурно развитым, а это непосредственно связано с уровнем развития родителей. И это характерно для всего мира.

Второе – это умение общаться и быть любимым. Это очень важно.

Ребенок должен чувствовать и относиться хорошо к себе самому, чувствовать уверенность внутри себя.

К сожалению, очень невелик процент тех людей, которые являются сознательными родителями, которые осознают свою роль как родителя. И такую ситуацию можно наблюдать по всему миру.

 

 

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

 

Я помню, что на следующий день после того, как родился мой первый ребенок, он был со мной и не плакал. А я слышала, как другие новорожденные дети плакали и кричали. И я подумала, что он здесь единственный ребенок, чьи родители признают его таким, какой он есть. И он – это мир. Я вспомнила цитату из Библии, о том времени, когда родился Христос. Я думаю, что все наши дети – это Христосущества, и большинство людей в нашей цивилизации не подозревают, кто эти дети. И их души глубоко опечалены, потому что никто не узнает их.

 

 

 

Духовная подготовка учителя



Чем более подготовлен учитель и родители, тем больше у ребенка будет возможностей проявить возвышенную природу своей сущности.

 

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

 

Очень много лет я готовила педагогов. И я видела, как часто люди приходили обучаться на педагогов Монтессори с прекрасным идеалом и стремлением служить. Но они не всегда имели внутренний потенциал для такой работы. Я думаю, что есть особые качества, которые необходимы для работы с маленькими детьми. В этом вы должны быть честны с самим собой. Когда вы начинаете работать с детьми, вы должны определить для себя, действительно ли вы любите это? Действительно ли вам подходит эта работа? У меня есть большой опыт наблюдения. Многие люди думают, что они хотят это делать. Но когда они понимают, что им надо быть в классе весь день и каждый день, им уже не очень это нравится. Это небольшое предупреждение об очень большой ответственности. У вас должно быть огромное стремление служить. Истинная любовь к детям. Вам должно нравиться быть рядом с ними.

Работа с маленькими детьми по системе Монтессори – это, прежде всего, духовная подготовка. Она включает физический аспект, необходимость замедления вашего ритма, что подразумевает некое упрощение деятельности и возможность концентрироваться на одном материале в данное конкретное время.

При презентации материалов можно наблюдать, как медленно и точно это делается. Часть этого процесса называется анализ и контроль движения. Анализ подразумевает мысли о том, какое движение собираешься сделать. Например, мы захватываем, поднимаем, перемещаем, ставим, отпускаем и делаем паузу. И начинаем снова.

В этом есть определенная самоотверженность, смирение и умение отпустить себя, отпустить свои проблемы и оставить их за дверью. Можно не сомневаться в том, что когда вы выйдете, проблемы все равно вернутся.

Если вы готовы отдавать себя всего каждому ребенку, на каждом уроке, вам достаточно просто быть.

Одна из самых сложных вещей – это то, что мы, как взрослые, привыкли постоянно все контролировать, наш дом, нашу семью. А когда вы находитесь в классе Монтессори и даёте урок, вы уделяете внимание только одному ребенку, который сидит рядом, и уже невозможно полностью контролировать всех других детей. В этом случае учитель должен уметь отпускать контроль и знать, быть уверенным, что с детьми все будет в порядке. Они все сделают свой выбор. Может быть, некоторые будут ходить по классу немного дольше, но они найдут то, что им понравится.

Представим, что, например, в класс входит директор. У многих учителей это вызывает усиленное сердцебиение. Они думают, что если с ребёнком стряслось что-то нехорошее – это их вина. Они выскакивают, прерывают урок, полностью прерывают концентрацию ребенка, потому что они боятся, что у них будут неприятности, и поэтому прерывают презентацию.

Это вопрос того, насколько вы неэгоистичны: «Это мой класс, он такой, какой есть. Если кто-то видит, что кто-то шалит, я все равно должна выполнять свою работу».

 

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

 

Для того, чтобы почувствовать, насколько хорошо вы сможете выполнять свою работу духовно, вы можете представить, что вы стоите в центре класса и настраиваетесь на каждого ребенка. Я делаю это утром, до того, как приходят все дети. Я прошу Мать Марию учить через меня. Тогда потребности ребенка будут направлять меня принимать решения в отношении того, какие уроки необходимо дать.

Я отвожу время на то, чтобы убедиться, что каждый вид материала идеально расположен на полке, аккуратно стоит. Я отвожу время на то, чтобы протереть пыль и убраться в классе. Пыльную полку дети будут проходить мимо.

Если ребенок берет карандаш, который сломан или не заточен, его интерес блокируется. Если ребенок собирается получить урок мытья рук, а крем, которым мы смазываем руки после мытья, закончился, интерес пропадает.


Все детали являются частями урока, осознание деталей становится очень важным. Это та работа педагога, которой необходимо уделить достаточно внимания. Необходимо позаботиться о среде и иметь время убедиться, что все на месте, правильно расположено и готово.

Очень часто даются уроки, к которым дети не проявляют интереса. Это можно воспринимать на свой счет, очень лично. И может появиться внутренняя реакция: «Я провела столько времени, чтобы предложить это тебе, а ты этого не хочешь». Монтессори педагог так себя не ведет. Работа педагога Монтессори напоминает Путь Будды, путь непривязанности к плодам своего труда. Педагог должен быть очень терпеливым.

Мария Монтессори говорила, что есть две вещи, которые мы должны преодолеть - это гордыня и раздражение. Хотя мы можем думать, что в нас этого нет. Мария Монтессори говорила, что мы должны стать подобными ученому и священнику.

Священник полностью заменил свой гнев терпением. Неважно, каким образом ребенок или родитель нас испытывает. Мы должны оставаться спокойными. Мы должны сохранять баланс внутри себя. И мы всегда должны отвечать с добротой. 

 

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

 

Иногда бывает, что вы очень расстраиваетесь из-за того, что происходит в классе. Если у вас есть ассистент, просто поймайте ее взгляд и покажите, что вам необходимо выйти. Вы выходите, глубоко вдыхаете, считаете до 9 и заходите обратно с улыбкой. Иногда это очень сложно. А иногда у вас нет ассистента. В первый год моей работы у меня не было помощника в классе. В моем классе было 17 детей, ни один не учился в классе Монтессори до этого, и я не работала в классе Монтессори до этого. И некоторые дни были очень сложными. Иногда мне приходилось просто садиться, закрывать глаза, глубоко вдыхать, потому что я не могла выйти из класса.

Монтессори говорила, что пока дети не причиняют друг другу боль, в классе всё в порядке.

 

Теперь мы обратимся к качеству ученого в педагоге. Ученый рождается внутри вас, когда вы преодолеваете гордыню.

Гордыня появляется, когда мы думаем, что мы знаем ответы, думаем, что мы больше, чем ребенок, и знаем лучше. Когда мы действительно становимся смиренными, мы превращаемся в ученых, которые ведут наблюдения в своем классе, как в своей лаборатории. Нет таких деталей, которые могут быть для нас неважными.

Представим, что мы находимся в обсерватории и заглядываем в телескоп. Как это прекрасно! Но мы не понимаем и половины того, что видим. Мы просим астронома рассказать, что там на самом деле. И мы осознаем, что многое даже не заметили.

Представим мощный микроскоп, с помощью которого можно рассмотреть структуру клетки. Если вы не обучались этому, вы скажете, что там какая-то симпатичная картинка. Вы не имеете никакого представления о том, что вы разглядываете. А биолог начнет вам рассказывать о том, что там есть. Вы этого не знали и не видели.

Представим теперь, что мы в классе с детьми или дома наблюдаем за своим ребенком или племянниками. Подумаем, что на самом деле делает ребенок. Мы можем этого не видеть, потому что мы не натренированы. Может быть, мы видим, но понимаем ли, что мы видим? Поэтому первое качество хорошего педагога Монтессори – это стать хорошим наблюдателем.

В одной из книг Монтессори рассказывает историю об одном мальчике, у которого были неприятности каждый день. Нужно было постоянно его одергивать, потому что он начинал драться с другими детьми. Он часто крал вещи и материалы со столов других детей. И вот однажды, он подошел к столу маленькой девочки и взял ее карандаш. Мария Монтессори была уже на грани и намеревалась подойти к нему, забрать карандаш и остановить его. Но что-то ей подсказало, что нужно подождать. Она увидела, что ребенок взял карандаш, заточил его и принес обратно маленькой девочке! Это был первый конструктивный поступок, который этот ребенок сделал за три месяца. А она чуть не испортила этот момент! Если бы она вмешалась, возможно, пришлось бы ждать еще три месяца до другой конструктивной идеи.

Так, иногда мы наблюдаем и думаем, что понимаем, что происходит. Мы что-то говорим и пытаемся поддержать дисциплину. А ребёнок реагирует, как будто чувствует огромную несправедливость. И приходится думать, что возможно это и было несправедливо. Возможно, мы думали, что понимаем, но мы недостаточно внимательно наблюдали. Монтессори считала, что, в конечном счете, это нехватка смирения. Поэтому она пыталась успокоиться, замедлить действия и наблюдать, наблюдать, наблюдать.

 

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

 

Поверьте, когда вы берете на обучение класс детей, и вам нужно давать много уроков, наблюдать становится очень сложно, но вы должны делать это, вам нужно найти способ. Так, духовно мы проходим через изменения сердца. Мы пересматриваем наше понимание того, что мы должны делать.

Вы должны быть убеждены, что это не вы учите. Что вы только предоставляете материал детям для самостоятельного обучения.


В одной из своих книг Монтессори говорит о слуге и его хозяине.

По старым фильмам мы вспоминаем, как слуга пожилого человека приносит ему пальто, пищу и т.д. Слуга приносит чай, но он не говорит: «Сейчас ты должен выпить чай». Можно принести человеку расческу, но не говорить: «Ты должен сейчас причесаться». На этом примере Монтессори показывала, что ребенок – это хозяин, а учитель – это слуга.

 

Мы даем ребенку то, что ему требуется,

но мы не требуем от него, чтобы он взял это раньше,

чем будет готов.

 

Монтессори говорит, что ребенок – это Христос, который приходит в мир. Каждый ребенок – это мессия, который ведет нас к лучшему миру. А мы, как волхвы или мудрецы, приносим ему наши дары, эти прекрасные материалы, эти простые способы обучения. И мы склоняемся в смирении перед светом внутри этого человека.

Но в то самое время, когда мы чувствуем признательность к душе ребенка, мы должны понимать, что ребенку нужно, чтобы мы оставались взрослыми. Часто возникает много проблем, когда взрослые начинают понимать, что перед ними ребенок Света. Они считают, что у ребенка большие духовные достижения, чем у них. И они снимают с себя свою родительскую роль.

Да, дети приходят с великими дарами. Но им следует учиться жить в этом мире. И им необходимо понять и принять порядок иерархии. Когда мы в смирении понимаем, что ребенку необходим какой-то конкретный урок, мы берем на себя ответственность научить ребенка определенным нормам поведения, которым наши дети должны научиться.

Мы также должны понимать, что души приходят в мир с самыми разными наработанными моментумами. Вы думаете о душе, которая проделала очень большой Путь, которая провела на этой планете очень долгое время. Эта душа могла наработать очень сильный моментум достижений в служении, а быть может и в эгоизме или причинении вреда. Да, мы должны быть честны по отношению к самим себе и своим собственным качествам, и мы также должны быть честны и в отношении качеств детей, о которых мы заботимся.



Из жизни и опыта Мэри Эллен:

 

Я читала книгу об английском короле Генрихе II и его жене Элеоноре. У них было много детей. В частности, у них было четыре сына, каждый из которых хотел стать королем в будущем. Среди них были Ричард Львиное сердце и другие, имена которых вы, возможно, знаете из истории. Этих мальчиков очень любили, баловали родители и потакали им. Родители не могли отследить негативные тенденции и последствия, потому что слепо любили их. А поскольку они не видели этих тенденций, они не могли их исправить. Со временем, когда мальчики подросли, трое из четырех объединились против отца и пошли на него войной, чтобы захватить трон. И даже тогда отец простил их из-за своей любви. Они снова поступили таким же образом. И опять отец простил их. Затем сыновья снова восстали, а отец просто отказывался видеть отсутствие в них преданности.

Мой духовный учитель использовала интересный термин - аватар. Она называла это «синдромом сладкого маленького аватара-монстра» в нашем обществе. Потому что некоторые дети считались очень высокими душами, они были милы, прекрасны, обожаемы, но очень непослушны.

Мы не хотим воспитывать манипулятивные стороны ребенка, хотя он такой милый и обожаемый. Мы должны осознавать, что наши дети – это взрослые души, которые находятся в детских телах. И они даны нам для того, чтобы позаботиться о них. Мы - те люди, которые научат их.

 

Монтессори говорила о полярности нашей цивилизации. Это полярность между ребенком и взрослым. Мы живем в цивилизации, которая сконцентрирована вокруг взрослого. Жизнь во многих домах сконцентрирована на нуждах взрослого. Ребенок - на втором месте. Если маме и папе нужно выйти на улицу, ребенка хватают и вытаскивают за дверь без всякого уважения к тому, что он пытается сам завязать шнурки на ботинках или самостоятельно одеть пальто. И из-за того, что взрослого ставят на первое место, получается, что развитие ребенка сильно страдает. Когда развитие ребенка подавляется, это ведет к очень долгосрочным последствиям.

Как надеялась Монтессори, когда-нибудь мы придем к развитию цивилизации, которая понимала бы, что нужды ребенка очень важны. Если мы вырастим ребенка, у которого есть возможность полностью реализовать свой потенциал, это изменит мир за одно поколение. Но духовно мы, как взрослые, должны подумать о наших жизнях по-другому. Мы должны пройти через основательное изменение нашего отношения к ребенку, полностью признавая и уважая его каждодневное изменение и развитие. И это фундаментальное изменение происходит только один раз, в первые 6 – 7 лет жизни.

 

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

 

Я пытаюсь передать вам сокровенность нашей ответственности, почитания и уважения к ребенку, а также осознание того, что мы должны учить ребенка тому, как ему вести себя в мире.


Есть чудесная часть из сферы практической жизни, которая касается этикета.

Вот, у меня есть карандаш, и можно продемонстрировать этот урок.

- Разреши мне, пожалуйста, взять твой карандаш. 

- Да, пожалуйста, - прозвучит в ответ.

Или, у меня был урок из той же сферы практической жизни, когда я наливала сок.

И тогда я бы дала детям следующий урок:

- Могу ли я предложить вам стакан сока?

- О, да, спасибо! – Так вам надо было бы научиться отвечать.

В случае если мы нечаянно столкнулись, то мы бы потренировались говорить: «Ой, извините».

Или скажем, если Таня и Катя разговаривают, а мне нужно поговорить с Катей, то нужно подождать, когда появится пауза для того, чтобы сказать «Извините, пожалуйста, Катя, можно тебя на минутку?»


Уроки этикета являются частью каждодневной жизни класса. Во многих классах есть обед, который готовят дети и сами накрывают на стол. Большие вазы с фруктами дети выносят из кухни и расставляют на столах. И они с большим усердием и аккуратностью ухаживают друг за другом и помогают друг другу.


Так, Монтессори дает нам понимание того, что, когда мы освобождаемся от своего эго и начинаем участвовать в жизни детей, по мере того, как мы учимся наблюдать, мы проходим посвящение, как она говорила, мы становимся посвященными в сокровенную жизнь ребенка.

 

Учитель должен быть абсолютно свободен от всего нечистого. Учитель должен посвятить себя огню внутренней жизни во всей своей чистоте. Если не поддерживать этот огонь, то он потухнет и никогда не сможет загореться снова.



Выпуск подготовила Екатерина Резниченко




Продолжение следует…



 


         

 



[1] Мария Монтессори (1870-1952) – выдающийся итальянский педагог и психолог. Еще в начале 20 века она создает педагогическую систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. По всему миру открыты тысячи школ Монтессори. Смысл метода Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача взрослого – помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим уникальным путем.

[2] Мэри Эллен Манц, преподаватель из штата Монтана, США, является сертифицированным преподавателем метода Марии Монтессори с опытом работы более 30 лет и, по нашему мнению, наиболее чисто передает методику обучения детей по этому методу.

[3] Приглашение преподавателя и обучение специалистов осуществлялось на благотворительной основе при посредничестве Межрегиональной Общественной Организации «Сириус» в марте 2009 года. 

[4] В Америке детские сады Монтессори называют школами Монтессори,

дети в них обучаются от рождения до 12 лет.