«Благословенная Россия».
Фильм второй. Часть 1. Елена Петровна Блаватская
Фильм
«Благословенная Россия» посвящён духовным подвигам великих Святых и Посланников
Земли Русской.
В фильме мы уже познакомились
с почитаемыми русскими
святыми Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, Григорием Распутиным, а
также с царственным страстотерпцем Николаем
Вторым.
Новый фильм рассказывает
об основоположнице Теософского учения Е.П. Блаватской.
Автор фильма –
Шиванг (Казахстан), автор-составитель текстов – Елена
Ильина (Россия).
Елена
Петровна Блаватская
Елена Петровна Блаватская – легендарная личность,
обладавшая удивительными способностями. Она стала основоположницей Теософского
учения и посвятила свою жизнь объединению древних духовных истин Востока с традициями
Запада. Она пришла в этот мир, чтобы явить и защитить Истину.
К своей миссии Елена Петровна шла в течение всей жизни. Ещё в детстве
проявилась её связь с Учителем, который представал перед её внутренним взором
как величественный, очень высокого роста индус в белом тюрбане. Она называла
его своим Хранителем и говорила, что он всегда спасал её во всех бедах. Так, в
13-летнем возрасте Елена была выброшена из седла испугавшейся лошадью и
повисла, запутавшись в стременах. Всё то время, пока не остановили лошадь, она
чувствовала, что чьи-то руки поддерживают её тело.
Первая встреча с Учителем наяву произошла в 1850 году в Англии. Во
время второй встречи через год Учитель рассказал ей о Теософском Обществе и
сообщил, что желал бы видеть её основательницей, но сначала ей надо будет провести
три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этого очень трудного дела.
После путешествия по многим странам Блаватская провела около трёх лет (с 1868
по 1870 годы) в Малом Тибете, в доме Учителя Кут Хуми.
О том, почему именно Елена Петровна была выбрана Великим Белым
Братством для такой важной миссии, рассказал её Учитель Мория
в письме к А.П. Синнетту в феврале 1882 года. Блаватская, по словам Махатмы Мории, «обладала совершенно чудесными и исключительными
дарованиями. Вместе с тем у неё было множество явных личных недостатков, но и в
том виде, как она была, не было никого из живущих, кто мог бы сравниться с ней
по степени пригодности для этой работы».
В помощь Елене Петровне Махатмы нашли Генри Олкотта.
Как писал Учитель Мория, «он обладал огромным
моральным мужеством, был неэгоистичен и имел множество других хороших качеств».
Полковник Олкотт, знаменитый адвокат из Нью-Йорка, славился своей
эрудицией, интеллигентностью и порядочностью. Он стал для Елены Петровны ближайшим
соратником, учеником и другом, с которым она работала в одной связке до конца
жизни.
Блаватская
познакомила Олкотта с четырьмя Учителями, о которых
он писал в книге «Страницы старого дневника» следующее: «…один из них – копт, другой – представитель Неоплатонической Школы, третий
– высочайший Учитель Учителей, именуемый Венецианцем, и последний – англичанин,
философ, скрывшийся от людей своего круга, и которого многие считали умершим.
Первый из них стал моим Гуру, он был человеком строгих правил и обладал
мужественным характером».
Знаменательное
событие основания Теософского общества состоялось 17 ноября 1875 года в
Нью-Йорке.
По поводу
создания Общества Блаватская писала: «Общество
было сформировано и постепенно в него были привнесены начала Учения из Тайной
Доктрины – древнейшей школы Оккультной Философии, которую в прошлом
реформировал Господь Гаутама. Это Учение нельзя было передать мгновенно. Его
необходимо вливать постепенно, каплю за каплей». Этим непростым делом Елена
Петровна занималась на протяжении всей жизни.
Горстка
ближайших учеников получала наставления Учителей через Блаватскую либо в виде
личных писем, которые позже были изданы под названием «Письма Махатм». В одном из них Учитель Кут Хуми
писал в 1880 году: «Старшие Махатмы
желают, чтобы было положено начало «Братству Человечества», истинному Всеобщему
Братству, которое должно быть проявлено по всему миру и привлечет внимание высочайших
умов».
Таким образом,
к 1880 году сформировались три основные цели Теософского Общества:
1. Основать
ядро Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола,
касты или цвета кожи.
2.
Содействовать изучению сравнительной религии, философии и науки.
3. Исследовать
необъяснённые законы Природы и скрытые силы человека.
Деятельность Е.П.
Блаватской не ограничивалась работой в Теософском Обществе. Одним из важнейших
дел её жизни стало написание исследовательских научно-литературных трудов –
книг и статей. Самыми известными и значимыми являются книги «Разоблачённая
Изида» (1877 г. изд.) и «Тайная Доктрина» (1888 г. изд.).
О
трудоспособности Блаватской полковник Олкотт
рассказывал:
«Она всё своё время
проводила за письменным столом, писала, писала, писала в основном днём, а
иногда и до поздней ночи, ведя огромную корреспонденцию… Ежедневно она исписывала
своим убористым почерком по двадцать пять страниц».
Елена
Петровна не раз говорила, что не имеет глубоких научных познаний, необходимых
для создания столь серьёзных трудов, а помогают их создавать Учителя. О том,
как происходил процесс передачи информации, она сообщала своим родным:
«Когда я писала «Изиду», то она давалась мне настолько
легко, что это не было трудом, а настоящим удовольствием... Когда мне говорят писать, я повинуюсь, а
затем могу легко писать почти обо всём – о метафизике, психологии, философии
древних религий, зоологии, естественных науках и многом другом. Я никогда не
задаюсь вопросом: «Могу я писать об этом?» или «Справлюсь ли я с этой задачей?»
Я просто сажусь и пишу. Почему? Потому что мне диктует тот, кто всё знает… Мой Учитель…
Он даёт мне возможность
просто переписать из рукописей, и даже печатный материал, возникающий перед
моими глазами в воздухе, во время чего я ни разу не была в бессознательном
состоянии. Именно осознание Его покровительства и вера в Его могущество позволили
мне стать такой сильной умственно и духовно».
Все, кто знал Блаватскую, говорили, что она обладала необычайной
душевной силой и сверхчеловеческим терпением, когда дело шло о служении идее,
об исполнении воли Учителя. И также единодушно отмечали её поразительную
искренность, которая сказывалась в каждом проявлении её пламенной души.
Учитель писал
о ней: «...Одинокая, беззащитная, но всё же неустрашимая, она встанет перед
лицом великих опасностей...»
Ближайшие соратники и ученики говорили о Блаватской так:
Генри Олкотт: «В ней жила душа героя, и люди,
не обладавшие подобным душевным богатством, инстинктивно чувствовали эту
титаническую природу и мощь… Открытая и бесхитростная до неосторожности и
слишком искренняя, чтобы подозревать других в лицемерии, она часто оказывалась
объектом обвинений и непорядочного хитроумия своих врагов… Поразительно бесстрашная,
она всегда была полна жалости и нежности. И так во всём, каждый недостаток её
характера возмещался сотней ярчайших достоинств».
Анна Безант: «Её правдивость и чистота её намерений были
поразительны... Щедрость её была воистину царская; всё, что у неё было: вещи,
деньги, платье – всё отдавалось первому встречному, находившемуся в нужде…
Всегда она
рассуждала с высшей точки зрения, была снисходительна и терпима к чужой мысли и
к чужому характеру и не обращала внимания на внешнее человека, если внутри у него
всё было в порядке».
Констанция Вахтмейстер: «Она мгновенно распознавала
слабые стороны характера любого человека. …для многих её учеников процесс самопознания
был не слишком привлекательным – кому приятно оказаться лицом к лицу с собственными
слабостями! Потому многие отходили от неё. Но те, кто выдерживал это испытание
и оставался ей верен, обнаруживали в себе признаки внутреннего развития».
У Елены Петровны было много последователей, но ещё больше врагов, как
среди христианских ортодоксов, так и среди атеистов. Первые ополчились на неё
за то, что она упрекала их в неправильном толковании Библии и других священных
книг. Вторые не могли ей простить мистицизма, называя её шарлатанкой.
Как и многие
подвижники и Посланники, несущие миру свет Истины, Елена Петровна претерпела
много страданий. В последние годы жизни на неё обрушился шквал клеветы и
травли. Её предавали самые близкие. Она страдала, но до последней минуты
продолжала работать.
В письмах к друзьям она писала:
«Когда я умру и меня уже не
будет, люди, возможно, воздадут должное моим бескорыстным стремлениям. Я дала
клятву помогать людям на пути к Истине, пока я живу, – и я сдержу свою клятву.
Пусть они поносят меня и оскорбляют меня. <…> Придёт тот день, когда
будущие поколения научатся лучше понимать меня».
Учитель говорил о своей любимой ученице: «На мученичество приятно смотреть и критиковать, но тяжелее его
переносить. Никогда не было женщины более несправедливо обвиняемой, нежели
Е.П.Б[лаватская]».
В мае 1891
года Елена Петровна скончалась в своём рабочем кресле, как истинный воин Духа,
каким она была всю жизнь. И хотя главный труд её жизни – «Тайная Доктрина» – не
был завершён, всё же ей удалось выполнить главную задачу, которую ставили перед
нею Учителя – дать мощный толчок сознанию человечества в постижении Истины.
Литература:
1. Блаватская Е.П. Избранные статьи. Часть II. – М., 1996.
2.
Блаватская
Е.П. Письма друзьям и сотрудникам. Сборник / пер. с
англ. Р. Ахунова. – М.: Сфера,
2002. – 784 с.
3. Елена Петровна Блаватская. –
URL: https://nowimir.ru/DATA/030007.htm.
4. Крэнстон С. Е.П. Блаватская: Жизнь и
творчество основательницы современного теософского движения. – М.-Рига, 1999.
5.
Письма Махатм.
– Самара, 1993.
6.
Письма Учителей Мудрости. 1881-1888 / предисл. А. Безант. – М., 1997.
7. Тайны Великого Белого
Братства / авт.-сост. Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2021. – 166 с.
Фильм
«Благословенная Россия»
Фильм
2
Часть
1. Елена Петровна Блаватская
Фильм 2. Пролог. Николай Второй
Фильм 1
Редактор
издания Татьяна Мартыненко Мир вам, Свет и Любовь! |