СириуС

 







    Выпуск № 1 (550)                                                            Октябрь, 2007

 




Дорогие друзья,

в этом выпуске «Сириуса» мы продолжаем публикацию материалов, посвященных воспитанию детей по методу Марии Монтессори.

В основу этого метода легло Учение Вознесенных Владык, переданное через Марию Монтессори, – совершенно новый взгляд на ребенка и подход к нему.

С ранее опубликованными материалами по этой теме можно ознакомиться в выпусках «Сириуса» №1 и №2 за март 2006 г.,

№3 за май 2006 г., №1 за июнь 2006 г. и №8 за август 2007г.

Благодарим Татьяну Тиминскую из Ижевска, подготовившую этот материал.





«Можно смотреть лишь в будущее.

Пока надо обратиться лишь к детям.

Лишь в них законное начало дела.

Являя путь новый, лишь в детях найдете силу доверчивости».

Агни-Йога. Листы сада Мории




Метод Марии Монтессори


Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония - тысячи Монтессори школ открыты по всему миру.  Что же делает метод Монтессори таким привлекательным? Он удивительно технологичный, продуманный, цельный и включает в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но и будущих «доспехов духа». М.Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком. В Монтессори классе одновременно находится до 20 детей и при этом каждый ребенок работает индивидуально по своим собственным планам. Дети создают себя через целенаправленную деятельность. В книге «Мой метод. Начальное обучение» Мария Монтессори описывает абсолютно другую школу. Иную по своим целям, способу учебной работы, атмосфере и организации всей жизни детей. Этот метод не ставит перед собой целей раннего развития, как это популярно сегодня, или подготовки всесторонне развитого и социально активного человека, что еще более традиционно для нас. Она даже не ратует за раскрытие человеческих способностей. Но предлагает метод подготовку свободной личности, ответственной за свою жизнь и судьбу, способы поддержки самостоятельности в получении знаний. Она советует не учить, а сохранять природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира, говоря о том, что высшим мастерством педагога является  умение разбудить память души и помочь вспомнить те знания и задачи, которые ребенок уже принес с собой в воплощение; поддерживать его стремление быть самостоятельным и ответственным учеником до конца жизни. В методе Марии Монтессори на смену уроку приходит свободная работа детей, проживающих в буквальном смысле этих слов основы научных знаний, будь то родной язык, математика, геометрия или рисование и музыка. В специально оборудованном для свободной работы детей учебном пространстве можно наблюдать таинство движений их мысли, раскрытие уникального пути развития каждого ребенка.

Начальная школа Монтессори похожа на фантастический детский театр со своими специальными декорациями, где самый главный и мудрый зритель только один – учитель. А дети – многочисленные актеры, играющие каждый свою никогда не повторяющуюся роль растущего человека. Система Монтессори останется мертвым набором дидактических материалов, не дающих заявленных результатов, если изъять из нее самое главное, а именно - глубоко продуманную и прочувствованную философскую основу. Она придавала ребенку особенное высшее значение и говорила о серьезной необходимости изучать феномен детства и учиться у ребенка пониманию мира и проявлению божественной сущности. Мария Монтессори  одна из первых сделала вывод о том, что дети не похожи на взрослых. Они – другие. Такое принципиально другое, чем до сих пор было принято, понимание детства меняет и способы взаимоотношений взрослых с детьми. Заставляет считаться с ними и уважать их права, понимая, что дети тоже трудятся, создавая человека в себе. Им досталась, может быть, самая тяжелая задача, ведь у них нет ничего, кроме внутреннего потенциала. Но они должны все исполнить в мире, который в том числе и по вине взрослых так сложен. Ребенок пришел к нам из высшей гармонии и порядка  (но зачастую благодаря нам  взрослым попадает в беспорядок и хаос нашего мира, наших квартир, нашего внутреннего состояния).

Мария Монтессори хотела строить свою методику на наблюдении за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, какой он есть вне наших взрослых ожиданий. Она задумывается, как можно наблюдать ребенка, если он как автомат выполняет лишь то, что предписывается преподавателем. В этих условиях дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать истинную природу их успешного обучения. М.Монтессори безоговорочно верила в мудрость ребенка в то, что он существо особое, способное обогатить взрослого, сделать его лучше, мудрее и ближе к пониманию первооснов жизни. «Все в нашей школе основывается на том, что показали сами дети. Мы шли за ребенком, и он подсказал нам, как организовать и построить школу, сколько детей должно быть в одной группе…»

 Так постепенно у М.Монтессори кристаллизуется ее первое педагогическое кредо: гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях. Человек изначально свободен. В «Домах ребенка» Монтессори, дети становятся свободными с первых минут пребывания там. Но это не означает, что там царит полнейший хаос. Свобода - именно она позволяет строить ребенку самого себя. Монтессори называла свободу «ключом к процессу развития». Жаль, что монтессорийская свобода не всегда бывает понята родителями и педагогами. Свобода не означает, что мы можем делать все, что захотим, особенно для детей. Дети находятся еще в состоянии самопостроения и саморазвития. Позволять делать детям все, что они захотят, значит обрекать их на потакание капризам и сиюминутным желаниям. А это всегда будет действовать разрушительно на них самих, окружающих людей, окружающую среду. В действительности быть свободным значит уметь контролировать себя, чтобы делать то, что решил, а не то, что вдруг захотелось. Чтобы ребенок мог воспитать в себе такую внутреннюю самодисциплину, взрослые должны быть твердыми, справедливыми, последовательными в установлении определенных границ, начиная с  ранних лет ребенка и далее. Родители могут решить, что ребенок сам выбирает, есть ли ему яблоки или апельсины на завтрак, но он не может не есть ничего. Ребенок может выбирать помогать готовить завтрак или накрывать на стол, но он не может не помогать совсем.

В дошкольной группе ребенок может выбрать, будет он работать с тем или иным материалом, но он не может мешать работающим детям. В начальной школе ребенок может выбрать исследовательскую тему и партнеров в работе. Но он не может бездельничать день за днем или просто лениво беседовать ни о чем с друзьями. По мнению Монтессори действительно свободным человеком можно считать того, кто самостоятельно делает свободный осознанный выбор и, что немаловажно, берет ответственность за последствия своего выбора. Когда, она говорила о свободе, она обязательно отмечала ее связь с ответственностью и самодисциплиной. «Нам необходима свобода, чтобы тренировать свою ответственность, нам необходима способность быть ответственными, чтобы стать действительно свободными». Дисциплину она также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Для того чтобы это понять, необходимо понять, что дисциплина не равна неподвижности и скованности. «Обычно мы считаем ребенка дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой и неподвижным, как паралитик. Но – это личность уничтоженная, а не дисциплинированная».

Мария Монтессори предлагает изумительно точный и природосообразный метод работы с младшими школьниками в условиях их свободного саморазвития. Неординарными могут показаться рассуждения доктора Монтессори о понятиях свободы в воспитании детей, свободного образования, свободной школы. Она, например, утверждает, что мы, взрослые, «не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение - вот кто всем управляет. Если мы поймем это, то, следовательно, примем за основу принцип «не мешать естественному развитию» и, вместо бесчисленных вопросов о формировании характера, ума, чувств, сформулируем единственный вопрос всей педагогики: как предоставить ребенку свободу. Свобода - уникальное средство максимально развить личность, характер, ум, чувства, а заодно дать педагогам покой и возможность наблюдать чудо взросления. Эта  свобода, в первую очередь, освобождает взрослых от тяжелого груза ложной ответственности и мнимого страха». Свободное развитие возможно только при отсутствии препятствий. И педагог должен очистить пространство от всего, что мешает расцвету личности. Если мы выращиваем цветок, мы не ждем от него тех свойств, которых нет в его природе! Мы стремимся обеспечить расточку самые благоприятные для его вида условия. Так и учитель готовит пространство, в котором вырастет человек. В этом его задача.

 

 М.Монтессори задумывается не только над педагогическими технологиями. Главным образом она рассматривала обучение как одно из важнейших средств преобразования мира: «Педагога не может не волновать духовное состояние мира». В этой связи апогеем гуманистических воззрений М.Монтессори стала выдвинутая ею идея КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Ведущая идея первого этапа – это создание условий для саморазвития заложенного в человеке природой. Руководствуясь космическим планом, Творец наделяет каждого ребенка «космической задачей», и цель человеческого воспитания - создать условия, в которых дети смогут вспомнить и реализовать ее. На этой основе М.Монтессори выдвигает существенную для нее идею о том, что традиционное воспитание не позволяет ребенку определить свою космическую задачу и препятствует ее выполнению. Жизнь ребенка превращается в конфликт между его предназначением и тем выбором, который он делает под влиянием социо - культурных обстоятельств и обучения. М.Монтессори высказывала мысль о том, что ребенок из-за близости к первоначальной космической сущности является ее проводником и учителем для взрослого, отошедшего от этого первоисточника. В рамках представления Монтессори о плане творения самым важным становится определение места и роли человека. И в большей степени вопрос не в том, что он делает, а что он должен делать, в чем смысл и задача его жизни. Это, в свою очередь, ставит  вопрос об иерархии ценностей, о нравственной основе воспитания, как личной ответственности за решение собственной космической задачи, а так же о миссии, возложенной на совокупный разум человечества. И эта ответственность формируется в ребенке не путем назидательных бесед и нравоучений, а косвенно - как философией подготовленной среды, так и отношением педагогов ко всем ее элементам.

В своей речи о мире на международной конференции в Женеве Монтессори утверждает очевидную для нее истину: «…Все человечество настолько тесно связано, что представляет как бы единую энергию, каждый должен внести свой вклад в существование всех». Она говорит о том, что признание взаимосвязи всего со всем заставляет воспринимать любые действия человека либо как попытку гармонично развивать эти взаимосвязи, либо внести в них хаос и разрушение. Мотив всеобщей взаимосвязи и ответственности становится ведущим направлением космического воспитания в методе М.Монтессори и получает развитие в ее книгах «Воспитание для нового мира» и «Формирование человеческого потенциала».

Когда у Монтессори спрашивали, что такое метод Монтессори она отвечала: «Метод, основанный на свободе выбора ребенка в подготовленной среде». Таким образом, соединение этих двух факторов является основой. С одной стороны, свобода в хаотическом пространстве не принесет результата; с другой стороны, если есть материалы, но нет свободы - тоже нет результата. Мы должны осознать и взять на себя ответственность за то, что на первых этапах мы являемся для детей проводниками, экскурсоводами в физическом мире. Они приходят к нам  «не сориентированными» энергетическими сгустками, они буквально строят себя из того, что их окружает.  Давайте позаботимся о том, чтобы их экскурсия на землю была интересной, безопасной и развивающей. «Ребенок до рождения – эмбрион физический, а после рождения до шести лет – эмбрион духовный». Отнеситесь к нему, как к хрустальному сосуду, данному вам на какое-то время на хранение. Одно из определений метода Монтессори – это внешняя поддержка развитию души.

В наше время «начитанные» родители часто путают лень, недисциплинированность, не умение долго на чем-то сосредотачиваться с гениальностью, с творческим мышлением, с феноменом индиго. Свободу – с недисциплинированностью, невоспитанностью и бунтом. Да, ребенок имеет право быть свободным, но не за счет свободы и дискомфорта других; не той свободой, синоним которой - вседозволенность и отсутствие границ.  «Свобода и дисциплина – это две стороны одной медали». Свобода выбора  ребенка может быть проявлена и реализована конструктивно в правильно организованной среде и в сотворчестве с грамотным и духовным педагогом. Поэтому не спешите обвинять ребенка, спросите себя: «Что я делаю не так?».

Очень важным аспектом в методе Монтессори является глубокое, искреннее, настоящее уважение ребенка (а не псевдо уважение, которое мы частенько декларируем). В чем это проявляется? Прежде всего, в отсутствии поощрений и наказаний в общепринятом смысле. Эта тема очень заинтересовала меня и как маму, и как психолога, и как человека. Как-то разом все в голове прояснилось. Мы, русские, привыкли к эмоциональному, манипулятивному воспитанию своих детей, сотрудников, родственников по принципу: «то смеюсь, то рыдаю», «насильно - да родня», «принцип кнута и пряника» и т.д.

И выдавая без конца ребенку какую-то эмоцию, оценку, мнение, мы его делаем зависимым от получения энергии внимания (положительной или отрицательной) извне. Привыкая получать энергию и информацию извне, ребенок постепенно забывает голос Внутреннего Учителя (о котором так много говорила Монтессори) и начинает искать поводырей и авторитеты во внешнем мире, становясь, таким образом, все более и более зависимым от него. И с этим качеством мы, многие, перекочевали во взрослую жизнь. А посеянное в детстве состояние зависимости, проросло у каждого по-своему, став путами на наших ногах. Неужели мы этого пожелаем своим детям? Не зря говорят, что «ребенок – это родитель взрослого человека», имея в виду, что все наши успехи и неудачи родом из детства.

Было приятным удивлением узнать, что в среде Монтессори ребенок не нуждается в поощрении и похвале, что энергию радости он получает от самого процесса работы. Это очень сильно развивает такое качество как самоуважение. А уважающий себя человек, во-первых, уважает других, во-вторых, его не возможно ни обидеть, ни наказать. Для него не важно, похвалят ли его или пожурят, заметят результат или нет, он получает глубокое внутреннее удовлетворение от совместного танца с Внутренним Учителем в процессе работы-творчества. Такой ребенок, вырастая, будет работать не за похвалу и не на публику. Его труд и творчество будут посвящены Создателю, Жизни, Людям. Не разлучайте ребенка с его Внутренним Учителем, и он не на словах будет знаком с такими понятиями как Служение, Посвящение, Смирение и  «радостью непрерывного труда».

 

«Если в процессе обучения мы не освободили Дух ребенка, мы не сделали ничего».

М.Монтессори



Материал подготовила

Татьяна Тиминская, г. Ижевск

Используемая литература:

1. Лекции Мэри Эллен Манц (Санкт-Петербург 2007г.)

2. Мария Монтессори  «Мой метод»

3. М.Монтессори «Дети другие»

4. Материалы Снежинского Монтессори-центра.



 


http://sirius-ru.net/

http://sirius2.net/

Редактор издания Татьяна Мартыненко mtv757@yandex.ru

Мир вам, Свет и Любовь!