Дорогие
друзья! Мы продолжаем рассказывать о Владыках Мудрости: их истории, некоторых
воплощениях, сути учений. Все статьи о Владыках находятся в разделе «Лики
Владык». В этом выпуске мы начинаем публикацию статьи о Владыке Сераписе Бее.
Серапис
Бей
Серапис –
необычный Бог. На многочисленных изображениях он принимает разные обличия: то
он змей с человеческой головой, то обвит змеем, между кольцами которого видны
символы знаков Зодиака. А часто – это человек в греческой тунике с корзиной на
голове. Иногда он изображён с рогами. В чём суть таких метаморфоз? Кем является
Серапис на самом деле?
Обратимся к
достоверному источнику – «Теософскому словарю» Елены Петровны Блаватской:
«СЕРАПИС (Егип.)
Великий солнечный бог, который в народном поклонении заменял Озириса, и в честь
которого (жрецами) пелись семь гласных. В его изображениях он
часто представлен как змий, "Дракон Мудрости". Высочайший бог Египта
в течение первых столетий Христианства».
Сразу возникают вопросы. Какова связь
Озириса и Сераписа? Почему Серапис представлен как змий и что олицетворяет этот
символ? Почему Серапис был высочайшим богом Египта именно в первые столетия
христианства, а не раньше и не позже? Будем искать ответы.
Кто такой
Озирис? Связь Озириса и Сераписа
Озирис, как сообщает современная
энциклопедия, – бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской
мифологии и судья душ усопших.
В «Теософском словаре» есть достаточно
большое объяснение, рассматривающее разные аспекты этого Бога. Е.П. Блаватская
отмечает идентичность Озириса с Ахура-Маздой (Санат Кумарой) как Первопричиной,
самосотворённым богом, Логосом. И по мере своей дифференциации
и персонификации (при погружении во всё более и более плотные слои творения)
Озирис становится разными аспектами, т.е. превращается в другие божества,
имеющие свои имена.
«ОЗИРИС (Егип.) Величайший Бог Египта,
Сын Себа (Сатурна), небесного огня, и Неит, предвечной материи и беспредельного пространства. Это
указывает, что он есть самосущий и само-сотворенный
бог, первое проявляющееся божество (наш третий Логос), идентичный с Ахура Маздой и другими "Перво-Причинами".
Ибо, как Ахура Мазда един с Амешаспентами,
или является их синтезом, так и Озирис, коллективное единство, при дифференциации
и персонификации, становится Тифоном, своим братом, Изидой и Нефтидой, своими сестрами, Гором, своим сыном, и другими
своими аспектами».
Суд Озириса. Древнеегипетская фреска. Озирис сидит на троне,
держа в руках атрибуты власти.
За ним стоят его сёстры Изида и Нефтида.
Слева бог Гор с головой сокола ведёт умершего на суд к Озирису.
В «Разоблачённой Изиде» Е.П. Блаватская сообщает о
солнечной природе Озириса:
«Ни Озирис, ни Гор никогда не упоминаются без того, чтобы не связывать их
с солнцем. Они суть “Сыны Солнца”; “Господь и Обожатель Солнца” – его
имя».
Здесь же приводится цитата из книги Эдварда Покока, британского востоковеда и священника, жившего в XV веке,
который доказывал тождественность египетской, греческой и индийской мифологии. Покок описывает Главу солнечной расы раджпутов, называемого
в древней индусской традиции «Великим Солнцем», и говорит, что «“это Великое
Солнце было обожествлено при смерти; и, согласно индусской доктрине метемпсихоза,
считалось, что его Душа перешла в быка “Апис”, Сера-пис
греков, и СУРА-ПАС, или “Солнечный Глава” египтян... Озирис, правильнее Усрас, означает и
“бык”, и “луч света”. Сурапас
(Серапис) – солнечный глава”, так как Солнце по-сакскритски –
Сурья» (цит. по «Разоблачённой Изиде», т. 2).
Таким образом,
становится понятной связь Сераписа с Озирисом. Озирис является высшим аспектом
Сераписа, и потому последний имеет ту же солнечную природу.
Душа Озириса
после дифференциации (аллегорически – смерти) переходит в быка Аписа, имеющего
природу света, и превращает его тем самым в Сераписа. Это напоминает «падение в
зарождение» Сынов Огня, которые одухотворили тем самым низшие физические формы
Третьей человеческой Расы. (Подробнее об этом процессе читайте в главе «Падение» Ангелов» в книге «Добро и Зло.
Частное прочтение «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской).
В учении гностиков бык Апис символизирует низшую телесную
природу человека. После смерти душа, ещё не высвободившаяся от тела, именуется
Сераписом, а обретшая свободу – Озирисом (Осирисом).
В древние
времена было повсеместно распространено поклонение Солнцу. Солнце называли «порождателем
богов, которые являются наследниками Солнца». Его дающие жизнь лучи
являлись символом «Того, кто является
Владыкою Жизни и Смерти».
«Это была религия самых ранних ведических брахманов,
которые в старейших гимнах “Ригведы” называют Сурья
(Солнце) и Агни (огонь) “правителем вселенной”, “владыкой людей” и “мудрым
царем”. Это было поклонение магов, зороастрийцев,
египтян и греков, независимо от того, называли ли они его Митрой или Ахура-Маздой, Озирисом или Зевсом, почитая, как его
ближайшего родственника Весту – чистый небесный огонь» (Разоблачённая Изида», т.
2).
Однако в
древние времена люди поклонялись не только Солнцу. Е.П. Блаватская говорит о
двух династиях царей и богов.
«Самые древние легенды из истории Индии упоминают
две династии, теперь потерявшиеся во тьме времен; первая была династия царей
“солнечной расы”, царствовавшая в Айодхье (теперь
Уде); вторая, династия “лунной расы”, в Праяге (ныне Аллахабад). <…>
Шампольон в “Manifestation to the Light” в каждой главе
напоминает о двух Династиях Царей Солнца и Луны. Позднее все эти цари были обожествлены
и превращены после смерти в солнечные и лунные божества».
Поклонение
лунным божествам, как утверждает Е.П. Блаватская, явилось самым ранним извращением
великой первоначальной веры в Солнечных богов. И, как мы увидим далее, привело
к гонению и уничтожению солнечного культа в средние и последующие века.
Обратимся к
ещё одной цитате из «Теософского словаря», объясняющей наличие знаков Зодиака
на изображении Сераписа, как одного из аспектов Озириса.
«Как солнечное божество
он (Озирис) имел двенадцать меньших богов ниже себя – двенадцать знаков
Зодиака. Хотя его имя и "Неизрекаемо",
сорок два его атрибута носят каждый по одному из его имен, и семь его
двойственных аспектов завершают сорок девять, или 7х7; первые символизированы
четырнадцатью членами его тела, или дважды семь».
Таким образом, у Озириса есть целая Иерархия низших божеств (в т.ч. и богов Зодиака), содержащих его духовную
квинтэссенцию.
Постепенно уплотняясь, каждый аспект Озириса обретает черты,
свойственные всё более плотному плану существования, вплоть до физического.
«Четырьмя главными аспектами Озириса были
Озирис-Птах (Свет), духовный аспект; Озирис-Гор (Разум), умственный манасический аспект; Озирис-Лунус,
"Лунный" или психический, астральный аспект; Озирис-Тифон,
Демонический, или физический, материальный, потому полный страстей, буйный
аспект. В этих четырех аспектах он символизирует двойственное Эго – божественное
и человеческое, космически-духовное и земное».
Как отмечает Е.П.
Блаватская, «эта египетская концепция
является самой многозначительной и величественной, так как включает в себя весь
диапазон физической и метафизической мысли… Таким образом, бог исчезает в
человеке, а человек обожествляется в бога» («Теософский словарь»).
Этот глубокий смысл древних верований, заключавший в себе цель эволюции
вселенной и человека, был постепенно утерян и превратился в полную
противоположность: Солнечные Боги были отождествлены со Злом, объявлены
языческими идолами и демонами и заменены новыми богами.
Символ Змия
Давайте посмотрим, как изображался Серапис в первые века до новой эры и
первые века новой эры.
1. Исида-Термутис, Серапис-Агатодемон и Осирис Канопуса.
Стела греко-римского периода. Музей Лейдена.
2. Серапис-Дионисий и Изида. Стела из известняка. 1 в. до
н.э.
3. Серапис-Агатодемон
(Бог-Змея, почитаемый в Александрии и окрестностях), бронза, Национальный
музей, Афины.
Символ Змия –
древнейший и восходит ко временам сотворения Земли как планеты физического
плана, ассоциируясь с «Духом Божьим», дыхание которого «высидело» космическую
материю – по аналогии с тем, как змеи откладывают яйца.
В
«Разоблачённой Изиде» (т. 2) сообщается о толковании Посвящёнными
первоначального культа Змия.
«В томе I мы приводили цитату из Змеиной Мантры в “Айтарейя-брахмане”, отрывок, где
говорится о земле, как о “Сарпа Раджни”, Царице Змей
и “матери всего, что двигается”. Эти выражения относятся к тому факту, что
прежде чем наша планета стала яйцеобразной или круглой, она представляла собою
длинный след из космической пыли или огненного тумана, двигающегося и
извивающегося подобно змею. Это, сказано в объяснениях, был Дух Божий,
двигавшийся по хаосу до тех пор, пока его дыхание не высидело космическую
материю и не заставило ее принять кольцеобразную форму змея с хвостом во рту –
эмблемы вечности в ее духовном, и нашего мира – в ее физическом смысле».
Символизм Змия
использовался в разных аспектах эволюционных процессов, как для планеты, так и
для человечества.
«По понятиям древнейших философов…
земля, подобно змею, сбрасывает свою кожу и является после каждой из малых пралай (периодов покоя) обновленной, а
после великой пралайи воскресает или снова выявляется
из своего-субъективного состояния в объективное. Подобно змею, она не только
“сбрасывает свою старость, – говорит Санхуниафон, –
но увеличивается в размере и силе”. Вот почему не только Серапис, а позднее и
Иисус изображались в виде большого змея» («Разоблачённая Изида», т. 2).
В процессе
эволюции человечества участвовали Наги, древние Змии, которых «Тайная Доктрина»
называет «Сынами Воли и Йоги». Наги были порождены в начале Третьей Расы. В
древнеиндийских сказаниях о нескольких Риши и их
потомстве говорится, что «Пуластья (божество, сотворённое самим Брахмой) представлен отцом всех Змей и Нагов – яйцеродного порождения».
«В Тайной Доктрине первые Наги – Существа более
мудрые, нежели Змеи – являются Сынами «Воли и Йоги», рожденными до полного
разделения полов, «развившимися в яйцах, заключавших
в себе человеческие зародыши, созданные силою (Крияшакти – Мысли) Святых
Мудрецов», принадлежавших к ранней Третьей Расе».
Таким образом, Змий олицетворял божественную Мудрость. Вот почему многие
божества изображались в виде Змиев, а также со змеями и драконами, как
атрибутами этой Мудрости.
В дальнейшем Змий стал не только только символом богов, но и символом
Адепта.
«Змий и Дракон были наименования,
даваемые Мудрецам, Посвященным Адептам древних времен» (Тайная
Доктрина, т. 1).
Лишь в более поздние века образ Змия стал ассоциироваться со Злом.
Елена Ильина
Редактор
издания Татьяна Мартыненко Мир
вам, Свет и Любовь! |