Продолжаем публикацию статьи о Владыке Сераписе Бее.
С началом статьи вы можете
ознакомиться в выпуске №4 за сентябрь
2018 года.
Серапис
Бей
Культ Сераписа
Существуют
разные версии о происхождении культа бога Сераписа. Самые распрстранённые
указывают на 4-й век до н.э. как на самую раннюю дату упоминания в найденных
исторических источниках.
Так, в трудах
древнегреческого историка Арриана «Анабасис Александра» и
древнегреческого писателя и философа Плутарха «Жизнеописание Александра» говорится, что
Серапис не только имел храм в Вавилоне, но и являлся единственным богом, упоминаемым в связи со
смертью Александра Македонского в 323 году до н. э. в Вавилоне. Это даёт основание некоторым историкам считать, что культ Сераписа
возник в Вавилонии.
У Е.П. Блаватской в
«Разоблачённой Изиде» (т. 2) говорится следующее:
«В то
время греческие, азиатские и египетские идеи подверглись значительному
преобразованию. Мистерии Диониса-Сабезия были
заменены обрядами Митры, чьи “пещеры” вытеснили святилища прежнего бога от Вавилонии до Британии. Серапис
или Сри-Апа из Понта узурпировал место Озириса.
Царь Восточного Индустана, Ашока,
принял религию Сиддхаратхи и посылал миссионеров в
Грецию, Азию, Сирию и Египет провозглашать евангелие мудрости… Легенды о
Гаутаме вытеснили мифы о Горе, Анубисе, Адонисе, Атисе
и Вакхе».
Из этого
фрагмента мы узнаём следующее. Что речь идёт о 4-3-м веках до н.э., поскольку
царь Ашока жил в 304 – 232 гг. до н.э. Что культ
Сераписа существовал в те времена в Понте – так по-древнегречески называлась местность
северо-восточной части Малой Азии, которая на севере примыкала к Элевсинскому
Понту (Чёрному морю). И что в религиозной жизни народов происходили
значительные преобразования.
Возможно, эти
преобразования были связаны, в том числе, с походами Александра Македонского,
вследствие которых происходило перемещение больших масс людей. Так,
в Египте в конце 4 века до н. э. появилось
множество греков и македонцев, и введение культа Сераписа могло стать способом
их объединения как между собой, так и с местным населением, т.е. способом
объединения египетской и греческой религиозных традиций. При этом, как
сообщается в энциклопедии Древнего Египта, «по
своему «происхождению» это божество должно было быть связано с богами
египетского пантеона, так как в древности священную власть над
определённой территорией мог иметь только тот бог, который имел местное
происхождение. Именно поэтому корни культа Сераписа уходят в
культ мемфисского Осириса-Аписа».
Образование
имени Серапис трактуется как: Осирис + Апис = Осирис-Апис / Осерапис
/ Серапис или Сарапис (разное произношение в
зависимости от диалектов).
Самая
распространённая из версий происхождения культа Сераписа гласит о том, что при
Птолемее I Сотере была предпринята попытка создать
образ синкретического (т.е. соединяющего разные вероучения) божества –
Сераписа.
Птолемей с
юности был другом Александра Македонского, затем военачальником в его армии, а
после смерти Александра – царём Египта (правил в 323-283/282 годах до н.э.).
Является основателем династии Птолемеев.
По описанию
Плутарха, царь Птолемей увидел сон, в котором неизвестный ему бог (Серапис)
поручил царю выкрасть священную статую из города Синоп и перевезти её в
Александрию, что и было сделано с благословения Дельфийского Оракула. Жрецы
признали в статуе бога Сераписа.
Как сообщает энциклопедия
Древнего Египта, первые Птолемеи не только ввели Сераписа в сонм египетских
божеств, но сделали его верховным богом, покровителем новой царской династии и
новой столицы страны – Александрии. Город был заложен Александром Македонским в
дельте Нила и до IV-V веков н.э. являлся одним из важнейших центров
эллинистического мира.
Серапису был посвящён Серап__ум –
величественный храм в Александрии, точнее, в Канопе, городе, расположенном
недалеко от столицы. Этот храм, построенный Птолемеем III (правил с 246 по 222
гг. до н.э.), являлся главным культовым центром божества и славился своей
удивительной целительной силой. Вторым центром поклонения был Мемфис.
Согласно описаниям, александрийский
Серапеум был самым большим из храмов, посвящённых
Серапису. Помимо изображений бога в нём располагалось
отделение Александрийской библиотеки.
Вот как описывал храм древнеримский
историк Аммиан Марцеллин:
«В городе
[Александрии] есть очень высокие храмы. Выделяется среди них Серапей. Моя речь бессильна описать его. Обширные,
окруженные колоннадами дворы, статуи, дышащие жизнью, и множество других
произведений искусства, все это украшает его настолько, что после Капитолия,
которым увековечивает себя достославный Рим, ничего более великолепного не
знает Вселенная. В этом храме были помещены книжные сокровища неоценимого
достоинства».
Статуя
Сераписа, созданная скульптором Бриаксидом для
александрийского Серапеума, представляла собой мужскую фигуру с бородой,
наподобие Зевса, в хитоне, сидящей на троне в головном уборе – модии (хлебной мере) или, по другой версии, в калафе — символе плодородия и изобилия. Калаф
украшало изображение хлебных колосьев и ветвей олив. В левой руке статуи
Сераписа – скипетр, правой рукой бог опирался на голову страшного пса Кербера (Цербера), что свидетельствует о подземной
символике божества.
Сераписа часто изображали как
греческого бога, но с египетской атрибутикой, сочетавшей в себе иконографию
многих культов, символизирующих изобилие и воскрешение.
Серапис соединил в себе многих богов.
Подобно Озирису он считался покровителем плодородия и страны мёртвых. Греки
отождествили Сераписа с Посейдоном, повелителем водной стихии, поэтому его
изображения помещали в носовой части кораблей. Как бога Солнца, Сераписа
отождествляли с Аполлоном и Гелиосом, в качестве повелителя богов – с самим Зевсом,
как целителя – с Асклепием, как бога плодородия – с Дионисом и другими
богами.
В «Тайной Доктрине» (т. 2) отмечается:
«Эскулап, Серапис, Плутон, Эсмун
и Кнуф – все они божества с атрибутами змия… Все они целители, датели
здоровья духовного и физического, также и озарения».
В римский период Сераписа стали
почитать как целителя, способного решать вопросы жизни и смерти. К нему шли за
предсказаниями, как к оракулу, у него просили избавлений от несчастий,
повышения по службе. Это привело к тому, что Серапис стал восприниматься не
просто как верховное, а как высшее трансцендентное божество, к которому можно
было обратиться с любой просьбой.
В 3-1-м вв. до
н. э., во времена правления Птолемеев, этот культ широко распространился в
Малой Азии, Греции и Северном Причерноморье. В честь Сераписа было воздвигнуто
более тысячи статуй, храмов и памятников. Храмы Сераписа появились во многих
местах за пределами Египта, где жило грекоязычное
население. В Греции святилища Сераписа были открыты в священном городе Аполлона
– Дельфах, в Коринфе, в одном из городов Беотии (область в Центральной Греции),
поклонение Серапису было введено в Афинах.
В святилищах проводились
малые и большие мистерии. Малые мистерии были посвящены Изиде и предназначались
для мирян; великие мистерии посвящались Серапису и Озирису, в них могли
участвовать только жрецы, прошедшие суровые испытания во время посвящения в
храме Сераписа.
В римский
период популярность Сераписа продолжала расти, и нередко он выступал в качестве
мужа Исиды в храмах за пределами Египта. Так, в Риме божествам
поклонялись в Храме Исиды и Сераписа, который был построен на Марсовом
поле.
О распространённости культа
свидетельствуют многочисленные находки. Изображения Сераписа в изобилии
встречаются на монетах эллинистического времени, его статуэтки были непременной
принадлежностью жилых домов, в качестве оберегов их прикрепляли в дверям, окнам, стенам. Рельефные изображения Сераписа
имеются на медальонах, светильниках, алтарях.
В течение семисот лет, то есть на
протяжении 28 (!) поколений, Серапис был верховным божеством Египта и Греции.
Однако в конце четвёртого столетия нашей эры начался настоящий крестовый поход
против «язычников», к которым были отнесены последователи всех мистических
религий.
Елена Ильина
Редактор
издания Татьяна Мартыненко Мир
вам, Свет и Любовь! |