Дорогие
друзья,
в
этом выпуске публикуем заключительную часть статьи, начало которой вы можете
прочитать в выпусках рассылки
№1 за сентябрь 2021 года и №2 за сентябрь 2021 года.
О
Великом Белом Братстве
Статья
для интернет-энциклопедии. Продолжение
Теософские идеи и
понятия, присущие учению Великого Белого Братства – такие как единое
божественное начало, духовная иерархия, эманация духа в материю – близки философам-неоплатоникам,
начиная с античного периода. Объединяя философию Платона и Аристотеля,
неоплатоники, в том числе известный представитель неоплатонизма[1]
Плотин, переосмысливают онтологические понятия Ума, Души, Единого и объясняют
возникновение вселенной нисхождением (эманацией) Единого в низшие уровни бытия.
Этот процесс происходит благодаря избыточности творческой энергии Единого, и по
мере перехода Высшего бытия в низшее происходит убывание Блага. Однако при
помощи волевого преодоления низшее бытие имеет свойство возвращения к Истоку, и
тем продиктовано его стремление идти по пути эволюции. Таким образом, Дух,
материализуясь во вселенной, естественным путём теряет свойство Блага, и каждый
более низкий уровень материализации характеризуется меньшим совершенством. Этим
объясняется наличие зла во Вселенной – как отсутствие высшего Блага. Стремясь
вернуться к единому первоначалу, душа проходит те же ступени совершенствования,
поднимаясь на более высокие уровни бытия.
По словам русского философа, историка философии
В.Ф. Асмуса,
« Главная задача философии Плотина —
последовательно вывести из божественного единства — как из последнего основания
всякого бытия — градацию всего остального, существующего в мире, и указать
путь, обратно ведущий к исходному единству. Задача эта — не научная и не философская,
а религиозная, теософская. <...> Плотин понимал всю безмерную трудность
этой задачи. Непосредственно подняться до понятия о едином, признать единое
безусловно самостоятельным началом, усмотреть в нем основание, из которого
должно истекать все, может только гений, и притом гений в исключительном состоянии
духа. <...> Обычные люди, погруженные в течение всей жизни в чувственное,
а также люди, ненадолго возвышающиеся над ним, но затем обращающиеся к обычной
практической жизни, идут по пути, противному их истинной природе, и чем дальше
они отходят от нее, тем труднее им возвратиться. Как дети, оставленные родителями
и воспитанные чужими, не могут узнать своих отцов и, забыв свое происхождение,
не могут правильно определить самих себя, так и души этих людей, далеко ушедшие
от первоисточника, забывают последние основания бытия, своего отца, себя самих,
свое прошлое»[2]. Неоплатоники признавали и активно использовали
также мистические практики, теургию, как процесс воссоединения с богом во время
молитвенных практик.
Порфирий, Феодор Асинский,
Ямвлих,
Прокл, Плутарх, философами средних веков, среди
которых Ориген, Августин Блаженный, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Мейстер Экхарт, Таулер[3].
В эпоху Возрождения идеи неоплатоников развивали Николай Кузанский, Парацельс, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно.
Впоследствии философия
неоплатонизма и связанные с ней идеи нашли отражение в работах философов,
развивающих научный метод: естествоиспытателя Роджера Бэкона, философа-натуралиста
Бенедикта Спинозы, создателя математического анализа Готфрида Лейбница, создателя
научного метода Фрэнсиса Бэкона. По мнению философов,
научный метод позволяет познать божественную природу, поскольку Бог "составляет первую и единственную свободную
причину как бытия всех вещей, так и сущности их"[4].
Политического деятеля и философа Фрэнсиса Бэкона
также считали одним из основоположников идей ордена розенкрейцеров об Универсальном
Братстве[5].
В 19-20 веке с выходом в свет трудов Е.П. Блаватской
и основанием Теософского общества, теологические и теософские взгляды снова
приобрели популярность в США, Европе, оказали значительное влияние на русскую
философию.
Идеи братства, высшей воли,
нравственно-этических оснований науки, духовной эволюции развились в новое
направление русской философской и религиозной мысли – "русский космизм"[6],
яркими представителями которого среди философов стали Н.К. Рерих, В. Соловьёв,
Н. Бердяев, В. Иванов, Н. Фёдоров, П. Флоренский, И. Ильин, С. Франк, ближе к
середине 20 века – А.Ф. Лосев[7].
Большое влияние на развитие теософский идей оказали концепции Н.К. Рериха и
Е.И. Рерих "Живая Этика", а также В. Соловьёва о Софии как о мировой
душе.
Теософские и антропософские взгляды нашли отражение
в работах не только русских философов, но и писателей, учёных, художников и
композиторов.
Духовное перерождение, слияние с божественным в
вечности звучит в творчестве поэтов-символистов Д. Мережковского, В. Брюсова,
К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока и писателей Ф. Достоевского, А. Платонова, С.
Булгакова.
«Мы были – сумеречной мглой, мы будем
пламенные духи»[8].
Этические начала науки развивали К.А.
Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский[9].
Так, В.И. Вернадский считал, что человек не является совершенным творением и помимо
него более развитые существа:
«Homo Sapiens не есть
завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного
аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют
прошлое и, несомненно, будут иметь будущее»[10].
К.Э. Циолковский указывал на существование
планет, находящихся на высших ступенях эволюции и населенных "высшими
людьми"[11].
«…мы должны признать существование множества
богов самых разных рангов. Чем они выше, тем дальше от человека, тем непостижимее
ему»[12].
По мнению исследователей "русского
космизма", это "уникальный
феномен русской культуры", однако "в советские времена всё многообразие и полифоническая универсальность
русского космизма как целостного феномена оказалась замкнута в четко очерченном
круге идеологических догм... Потеряв свою духовную основу, космизм фактически перестал
существовать на отечественной почве и как самостоятельное философское течение"[13].
По мнению теософов, крупные деятели мировых
религий и теологических организаций, композиторы, учёные, правители-гуманисты и
многие другие известные люди имели отношение к Великому Белому Братству: являлись
членами Великого Белого Братства или обучались, контактировали с ними[14].
Однако исторических источников, в которых упоминается, что признаваемые
теософами персоны определяют себя как члены Великого Белого Братства, не много.
Среди исторических личностей, кто относил себя к "миссионерам"
Великого Белого Братства, упоминают философов Роджера Бэкона, Фрэнсиса Бэкона, Томаса Мора, а также Николая и Елену
Рерихов, Е.П. Блаватскую, А.Н.Скрябина[15].
Также члены ордена розенкрейцеров считали своей миссией служение
"Универсальному Братству", при этом уточняя, что "Универсальное
Братство" и "Братство Шамбалы" - одно и то же[16].
Об остальных членах Великого Белого Братства,
как об исторических личностях, действительно существовавших и выполняющих
значимую роль в развитии человечества, можно судить на основании теософских
трудов. Е.И. Рерих так описывала их положение в обществе и миссию:
«...из Них вышли все основатели великих
царств, религий, философий, большинство алхимиков и отдельные фигуры святых, но
не ищите их среди узких догматиков. Они основатели живой религии сердца, но не
закрепощающих догм»[17].
К воплощениям Основателей Шамбалы эзотерическая
традиция относит такие исторические фигуры, как Аполлоний
Тианский, Рамзес II,
Пифагор, Платон, Ориген, Конфуций, Лao-Цзы, Шанкара, Сергий Радонежский,
Акбар Великий, Якоб Бёме, Данте, Джордано Бруно,
Жанна д'Арк, Кампанелла, Сен-Жермен и многих других[18].
Также эзотерическая традиция утверждает, что Великие духовные Учителя
человечества — Кришна, Будда, Иисус — были "воплощениями космических Аватаров"[19].
Известной исторической личностью является граф
Сен-Жермен. Теософы считают, что его имя относится не к рождению, а к его
оккультным способностям[20].
Оно означает "Товарищ (лат.comes) Священного братства"[21].
Его описывали как человека с выдающимися
интеллектуальными способностями, блестящей речью и таинственным образом жизни,
который ослеплял и поражал общество[22].
Е.П. Блаватская писала:
«Сен Жермен безусловно
был величайшим Восточным адептом, которого Европа видела за последние столетия.
Но Европа не узнала его»[23].
● Филос. Гражданин Двух Планет. Действие происходит в Америке в 19 веке. В
романе описывается Лотинианское Братство, учеников которого
также называются "Сыны Одиночества" или "Ученики Бога". Проводятся
параллели учеников с йогами Индостана, которые объединяются не только с целью
изучения оккультизма:
«Тот,
кто поистине обретает достижения, добивается этого сам, он растет самостоятельно.
Его знания не есть результат совместного с другими обучения. Знание – не в
книгах. Каждый ученик Бога сам представляет собой лучистый центр Божественной
мудрости. Даже клятвы, которые требуются от проходящих посвящение, предназначены
единственно для того, чтобы испытать, является ли ученик по сути своей тем, с
Чем он стремится соединиться»[24].
● Элизабет Хейч.
Посвящение[25]. В книге описывается Братство, или тайный
орден, существовавший во времена Древнего Египта, в котором не было никаких видимых
форм членства. В глубине души человек принимает решение отказаться от
привязанностей к проявлениям физического мира, и это решение запускает механизм
следования по Пути Посвящений. В течение семи лет человек проходит испытания,
не имея контактов с орденом. Среди них освобождение от чувственности, гнева, тщеславия,
жадности, зависти, чувствительности, способность противостоять внешним влияниям.
После этого он получал более глубокую подготовку и специальные задачи, как служитель
великого плана. С ростом духовного развития члена ордена увеличивается также и
ответственность за производимые действия.
● Ученик.
Жизнь посвященного Х.П. В книге описываются несколько лет жизни Джастина Моруорда Хейга – Посвящённого Адепта Белого Братства – на территории
Лондона в XIX веке. Автор утверждает, что был его учеником и свидетелем всех
описанных историй. В книге неоднократно упоминается Белое Братство и
раскрывается истинный смысл его служения человечеству Земли:
«Что
касается последних нескольких лет, в течение которых мы столь единодушно трудились
вместе, то позвольте мне поблагодарить Вас за Вашу симпатию, сделавшую эти годы
воистину счастливыми, и за Вашу восприимчивость, позволившую мне исподволь
передать Вам немного знаний, которыми решило поделиться с Вами Братство. Ведь
это не нашим подопечным нужно благодарить нас за помощь – это мы благодарим
тех, кто позволяем нам помочь им совершить прогулку по эволюционной тропе,
давая нам таким образом возможность заниматься тем, чем мы хотим заниматься
больше всего на свете»[26].
● Спасённый
Светом[27]
– серия автобиографических книг, в которых автор, Деннион
Бринкли, рассказывает о трёх пережитых опытах клинической
смерти. Каждый такой эпизод сопровождался попаданием автора в иное измерение,
находящееся на другом вибрационном уровне. Находясь в ином измерении, Деннион общался с тринадцатью Существами Света, следящими
за эволюцией планеты Земля. По словам автора, существа помогли ему осознать его
деградацию, как человека, созданного Богом, давали наставления, касающиеся эволюции
человечества, а также сообщили, что произойдёт на Земле в течение следующих 50
лет. Как указывает сам автор, Существа Света, которых он встретил в духовном царстве,
– это Вознесённые Владыки, обитающие в планах Духа.
● К.
Антарова. Две жизни. Герой романа Лёвушка проходит обучение у
Светлого Братства, и Великие учителя приводят его на путь саморазвития и
служения высоким идеалам. Его учителями были Илларион, Павел Венецианец и Эль Мория, а также Санат Кумара, Сен-Жермен и другие. В книге все они являются
Владыками Белого Братства. Труд на общее благо является в романе наивысшей ценностью[28].
Светлые Братья описываются как старшие друзья и духовные наставники с высочайшими
духовно-нравственными принципами. Эти принципы они применяют в своих жизнях каждый
день, наставляя также других людей, которые встречаются им в течение жизни:
«Вот
как может быть счастлив человек своим внутренним состоянием. Вот где сила помощи
людям без слов, без проповедей одним своим живым примером»[29].
Ванга
об учении Белого Братства:
«Новое
Учение придет из России – будет чистой Россия, будет Белое Братство в России.
Отсюда Учение начнет свое шествие по всему миру. Учение Белого Братства… Как белый
цветок, покроет оно Землю, и благодаря этому люди спасутся.
– Это Новое Учение, – говорила она, – но
построенное на основах старого. Старое здесь можно сравнить с корнями, а новое
– как цветок, распустившийся на солнце. Скоро придет в мир древнейшее учение.
Меня спрашивают: «Скоро ли придет это время?» Нет, не скоро. Еще Сирия не
пала!»[30]
Над
статьёй для Википедии работали:
Константин
Овчинников, Татьяна Мачеркевич, Виктория Ерофеева,
Наталья Лимонова, Ильсеяр Биккенова,
Дмитрий Новосёлов.
Выпуск
подготовила Елена Ильина
* * *
Книга «Тайны Великого Белого Братства»
На
протяжении тысячелетий в разных концах мира сохранялись устные и письменные свидетельства
о Великих Духах, которые помогают человечеству и направляют его в духовной эволюции.
Знание о Великом Белом Братстве отражено во всех мировых религиях, в трудах
философов, учёных, путешественников, духовных искателей прошлого и настоящего.
Именно Великие Наставники давали во все
времена разным народам основы нравственной жизни и мирного сосуществования,
продвигали культуру и науку. Именно Они создали на Земле и на Небе Шамбалу –
священную Обитель, откуда направляли и просвещали человечество.
Книга приоткрывает тайны Великого Белого
Братства, рассказывает о работе Братства и его Посланниках.
Тайны Великого
Белого Братства / авт.-сост. Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2021. – 166 с. ISBN 978-5-6043718-9-3
Формат – 140 х 200 мм. Цена книги
(без учёта доставки).
Заказать книгу
в интернет-магазине «СИРИУС»
https://poslanie-book.ru/book/tajny-velikogo-belogo-bratstva
или по e-mail: sirius.book@gmail.com
и
по телефонам: (3812) 489-187, +7-908-114-2478
Редактор издания Татьяна
Мартыненко Мир вам, Свет и Любовь! |
[1] Шичалин А. Неоплатонизм. Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека ИФ РАН.
[2] Асмус В.Ф. Античная философия. — Высшая школа, 2009. — 400 с.
[4] Бенедикт Спиноза. Вики-цитатник.
[5] Спаров В. Полная история тайных обществ и сект мира. Фрэнсис Бэкон. ВикиЧтение.
[6] Гиндилис Л.М. Русский космизм и живая этика (рус.) // Космизм в философии XX-XXI веков. — С. 24.
[7] Фролов В.В. Космизм философии Н.А.Бердяева и мировоззрение Рерихов (рус.) // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: Материалы международной конференции.
[9] Назаров А.Г. Что такое космизм в идее ноосферы (рус.) // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы международной конференции.
[10] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / Ф.Т.Яншина. — Москва: Наука, 1991. — 271 с.
[11] Циолковский К.Э. Научная этика. Очерки о Вселенной. — Москва, 1992. — С. 127.
[12] Циолковский К.Э. Есть ли Бог? Очерки о Вселенной. — Москва, 1992. — С. 217. — 256 с.
[13] Салмина И.Ю., Кузнецов Ю.В. Философско-религиозное и литературно-художественное направления в философии русского космизма конца XIX - начала XX веков (рус.) // Вестник МГТУ. — 2010. — Т. 13, № 2.
[14] Елена Рерих. Надземное. 1938 год. Общество Агни-Йоги.
[15] Бандура А. Александр
Николаевич Скрябин – мистика творчества и магия светозвука (рус.) //
Вестник теософии. — 1993. Гендель Макс. Мистерии розенкрейцеров. ВикиЧтение.
[16] Ян ван Райкенборг, Катароза де Петри. Универсальный гнозис. Теософия в России.
[17] Рерих Е.И. Письма. Том II (1934 г.). — Международный Центр Рерихов, 2013.
[18] Ковалева Н. Путь в Шамбалу. — М.: Рипол-классик, 2004. — 318 с.
[19] Марианис А., Ковалева Н. Аватары Шамбалы. — Эксмо, 2010.
[20] Поль Шакорнак. Легенда о графе Сен-Жермене. Культурно-просветительский журнал "Дельфис".
[21] Поль Шакорнак. Граф Сен-Жермен. Хранитель всех тайн / М. де Брен. — Вече. — 320 с.
[22] Блаватская Е.П. Скрижали астрального света. — М: Эксмо-Пресс, 2002. — С. 534. — 896 с.
[23] Блаватская Е.П. Теософский словарь. — Сфера, 2009.
[24] Филос. Гражданин двух планет / С. Беляев. — Москва: Сфера, 2011. — 512 с.
[25] Элизабет Хейч. Посвящение. — София, 2012. — 512 с.
[26] Х.П. Жизнь Посвященного / Н. Протасова. — Сфера, 2003. — 480 с.
[27] Дэннион Бринкли. Спасенный светом. — Москва: Лонгфелло, 2004. — 360
с.; Бринкли К., Бринкли Д.
Тайны Света. О нашей Жизни в двух мирах. — Москва: Лонгфелло, 2005. — 224 с.
[28] Миланова А. «Две жизни» Антаровой – эзотерика в прозе (рус.) // Этико-философский журнал «Грани Эпохи». — 2018. — 5 марта (№ 73).
[29] Антарова К.Е. Две жизни. Часть 1. — Москва: Сиринъ приёма. — С. 230. — 510 с.
[30] Ванга. Полное собрание пророчеств. — 2009. — 480 с.